Облигации. Государство покупает акции акционерного общества Гос акции

Современная экономика представляется достаточно сложным механизмом. Не менее сложной является система денег, ценных бумаг и прочих всевозможных платежных средств. Государственные облигации занимают важное место в этой нише, при этом их можно по праву назвать одним из старейших финансовых инструментов. О том, для чего государство выпускает облигации, какие их виды существуют, а также о многом другом, имеющем отношение к рынку ценных бумаг, вы сможете прочитать в этой статье.

Необходимость в дополнительном финансировании государства

Деньги, как платежное средство, можно сравнить с кровью, циркулирующей в организме экономики. Другими словами, без денег, или какого-либо другого их аналога, экономическая система попросту не сможет функционировать. Для любой экономической деятельности, коммерческой или даже государственной, необходима основа, финансовое обеспечение. В какой-то степени государственные облигации и прочие ценные бумаги вполне могут считаться платежным средством.

И если целью коммерческих предприятий является получение прибыли, ведь именно по этой причине они создаются, работают, производят и реализуют свою продукцию или предоставляют услуги, то вполне очевидно, что государство также нуждается в денежных средствах. Кроме этого, оно является участником этой системы распределения материальных благ, выполняет свои функции и обязательства перед людьми, собирает налоги и оказывает другие услуги. Как это всегда бывает, иногда денег не хватает, и столкнуться с этой проблемой может не только частный бизнес, но и государство.

Где взять деньги?

Для чего же все-таки нужен выпуск государственных облигаций? Являясь звеном экономической системы, государство нуждается в деньгах, которые необходимы ему для обеспечения всевозможных функций управления. Поступление денег в бюджет страны происходит в основном от налогов и таможенных пошлин. Поэтому в случаях, когда государство нуждается в дополнительном финансировании, логичным решением может стать повышение налогов и прочих сборов. Однако такие меры не всегда дают желаемый результат, ведь увеличившаяся может спровоцировать сокращение деятельности бизнеса или же вынудит его укрываться от уплаты налогов.

Еще одним решением может стать эмиссия – выпуск государством дополнительных денег, которые, казалось бы, помогут урегулировать все накопившиеся проблемы. Но и здесь не все так просто, как хотелось бы, ведь прирост количества денежной массы в обороте без соответствующего увеличения производства товаров и услуг приводит к обесцениванию денег. Инфляция делает попросту бессмысленной эмиссию новых купюр, так как цены при этом растут, что может даже усугубить ситуацию.

Остается единственный выход – взять деньги в долг. Такое решение выгодно тем, что для привлечения средств не нужно поднимать налоги и печатать новые денежные знаки, приток которых неизбежно приведет к инфляции.

Облигации как гарантия от заемщика

Облигации государственного займа представляют собой ценные бумаги, владельцу которых по истечении их срока действия государство гарантирует возвращение номинальной стоимости, а также выплату определенного процента. В этом случае эмитентом, то есть гарантом по долговым обязательствам, является государство или отдельные органы исполнительной власти, имеющие право выпускать ценные бумаги. В отличие от акций, чей курс подвержен колебанию, доходность государственных облигаций не изменяется, поэтому инвестирование в них представляется довольно надежным.

Многие страны прибегают к государственным займам с целью получения дополнительных ресурсов и решения финансовых сложностей. Облигации представляются хорошим средством для привлечения инвестиций. Если изучить структуру государственного долга развитых стран, то можно увидеть, что гособлигации, размещающиеся как на внутренних, так и на внешних рынках, занимают большую часть от всех долговых обязательств.

Помимо государств, для привлечения инвестиций ценные бумаги способны выпускать и коммерческие предприятия. По сравнению с государственными, приобретение подобных облигаций несет в себе больше рисков, ведь в случае разорения такого предприятия можно потерять вложенные средства. Тем не менее в случае банкротства юридического лица обязательства перед обладателями облигаций являются приоритетными.

Предыстория облигаций. Ценные бумаги в царской России

Пожалуй, не будет лишним рассказать предысторию появления облигаций. Само слово происходит от латинского obligatio, что переводится как «обязательство». В Средние века основными финансовыми центрами являлись ростовщики, выдающие кредиты. Им же можно было дать свои деньги «в рост». Альтернативой ростовщикам, деятельность которых, между прочим, осуждалась церковью, становятся облигации, появившиеся в Голландии в XVI веке. Изначально они были аналогом векселей, и выпускали их коммерсанты, платившие проценты по долговым обязательствам со своей прибыли. Условия погашения и проценты по первым облигациям заранее строго оговаривались.

Что касается России, то здесь государственные облигации появились по инициативе Екатерины II. Она как раз завоевала Крым, впрочем, для этого ей пришлось залезть в долги. Кредиторы, снабжавшие российскую армию, требовали расчета, поэтому Екатерина была вынуждена искать деньги за границей. Английские и немецкие банки пошли ей навстречу, тогда и появились на свет первые российские ценные бумаги. Рынок облигаций начал бурно развиваться приблизительно с момента отмены крепостного права. В стране велось активное строительство железных дорог, создавались большие предприятия – для этих целей и привлекались новые средства. Облигации выпускали металлургические компании, банки и российские правители, последние особенно нуждались в деньгах в период войн. В те времена владелец облигаций получал примерно 4% годовых, а сроки их действия обычно составляли от 5 до 50 лет.

Ценные бумаги СССР

Как уже говорилось ранее, государственные ценные бумаги представляются довольно надежным средством вложения денег, однако в 1917 году, после захвата большевиками власти в стране, все долговые обязательства Российской империи и временного правительства были признаны недействительными, то есть платить по старым счетам новая власть попросту отказалась. Зато уже в 20-х годах правительство СССР стало выпускать собственные так называемые выигрышные облигации, проценты по которым разыгрывались и выплачивались по принципу лотереи. Так как желающих покупать новые ценные бумаги было не так много, их приобретение сделали добровольно-принудительным.

В советское время выпускались разные виды облигаций, обязательная их покупка была отменена Хрущевым, а задолженность перед кредиторами была частично погашена лишь после 1977 года. При Брежневе выигрышные ценные бумаги приобрели некоторую популярность. А перед самым распадом СССР в стране появились товарные облигации, владелец которых получал право в ближайшем будущем приобрести различные товары, например, бытовую технику или даже автомобиль ВАЗ. Но, как и в 1917 году, после развала страны по этим долговым обязательствам никто толком не платил.

Цели выпуска

В наши дни страна может эмитировать облигации государственного займа по разным причинам, преследуя различные цели. Рассмотрим основные:

  • Для покрытия бюджетного дефицита.
  • При необходимости сокращения срока погашения предыдущих долговых обязательств.
  • Для кассового пополнения государственного бюджета.
  • Когда местными органами власти финансируются программы целевого назначения.
  • Для обеспечения равномерного и бесперебойного поступления средств по налогообложению в течение всего финансового года.
  • В случае, когда различные организации и учреждения, чья деятельность имеет важное экономическое и социальное значения для государства, нуждаются в финансовой поддержке.

Виды ценных бумаг

Так как гособлигации бывают разных типов, инвестор имеет возможность выбрать наиболее подходящие для себя варианты, исходя из собственных приоритетов.


Кроме этого, ценные бумаги государства номинируются как в национальной валюте, так и в зарубежной. Валютные облигации имеют несколько более высокую процентную ставку, при этом они не лишены гарантий защищенности со стороны государства. Еще такие ценные бумаги бывают рыночного и нерыночного назначения. К первым относятся ноты, боны, казначейские векселя, которые всегда можно продать или купить. Рынок облигаций не предназначен для сберегательных сертификатов и некоторых других видов банковских ценных бумаг.

Также ценные бумаги могут различаться по сроку действия. Например, государственные краткосрочные облигации обычно действуют от 7 дней до одного года. Среднесрочные ноты могут иметь срок погашения по займу от года до пяти, а долгосрочные боны погашаются через 5 лет и более. Впрочем, такие облигации можно предъявить к оплате в любое время, однако в этом случае выплаты по процентам будут существенно ниже.

Структура рынка

Кредитором, приобретающим государственные облигации, может быть как физическое, так и юридическое лицо, а заемщиком выступает государство или какой-то его субъект. В момент приобретения ценных бумаг с заимодавцем заключается договор, в котором четко указываются все условия касательно сроков погашения займа, процентов по выплатам и другие права и обязанности сторон.

Сам рынок ценных бумаг бывает первичным и вторичным. Облигации, акции, сертификаты и векселя размещаются на первичном рынке, то есть на бирже, где их может приобрести любой желающий, конечно же, при наличии у него денежных средств. Все остальные операции, не связанные с торговлей на бирже, когда покупка-продажа ценных бумаг осуществляется посредством личных контактов или при помощи Интернета, причисляются к вторичному рынку. Впрочем, сегодня большинство финансовых организаций и других серьезных игроков работают на вторичном рынке ценных бумаг или производят сделки при помощи посредников.

Контроль рынка облигаций в России

Для обеспечения правомерной и стабильной работы рынка ценных бумаг как государственных, так и всех остальных, правительство обязано осуществлять контроль над деятельностью его участников. В России для этих целей создана специальная Федеральная комиссия Центрального банка (ФКЦБ), чья деятельность регламентируется Федеральным законом РФ. В каждом регионе страны созданы специальные территориальные органы, находящиеся в подчинении у ФКЦБ. Они имеют широкий круг полномочий и имеют право:

  • Выдавать участникам рынка ценных бумаг генеральные лицензии на осуществление их профессиональной деятельности, а также аннулировать и приостанавливать действие этих лицензий.
  • Наделять своими полномочиями местные органы власти, контролировать их работу в этой сфере.
  • Квалифицировать ценные бумаги, виды облигаций, а также определять аспекты их дальнейшего распространения.
  • Устанавливать всевозможные показатели и нормативы с целью снизить риски для участников рынка, связанные с операциями по ценным бумагам.
  • Принимать решения о ликвидации или учреждении дополнительных филиалов ФКЦБ в регионах.
  • Следить за выполнением всех предписаний и нормативов, регламентирующих работу рынка ценных бумаг, участвовать в выявлении нарушений, а также в дальнейших разбирательствах по этому поводу.

Этими органами и комиссиями, а также Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами контролируются и государственные облигации РФ.

Инвестирование в гособлигации

Рынок государственных облигаций может подойти не каждому инвестору по причине ряда его особенностей. Инвестиции в государственный заем являются самым подходящим инструментом для тех, кто своими приоритетами ставит надежность сохранности своих накоплений и получение стабильного дохода, нежели высокие проценты, ведь гособлигации обычно имеют небольшую доходность.

Сегодня практически невозможно найти более надежный способ инвестировать свои личные средства, чем вложить их в государственные ценные бумаги. Они находятся под юрисдикцией законодательных актов, что гарантирует их стабильность и надежность – этим и компенсируется низкая доходность к погашению облигации, выпущенной государством. Гособлигации высоколиквидны ввиду их несомненной беспроигрышности, поэтому продать их не составит труда. Кроме этого, надежность таких ценных бумаг обусловлена тем, что они подкреплены не только экономическими возможностями государственной структуры, но и его активами и имуществом.

Государственные облигации, эмитентом которых выступает государство, что является весьма распространенной практикой в большинстве стран мира, считаются самым надежным и стабильным инструментом инвестирования.

Слинько Татьяна Петровна

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ ) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов.

Вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики. Инвестирование осуществляется на основе договоров Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены статьями 79 и 80 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 548 (далее, Порядок ).

При осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.

Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели, утвержденную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Предметом такого договора является передача акционерным обществом собственных акций в федеральную собственность по рыночной стоимости на сумму средств, предусмотренных в рамках финансирования расходов на государственные капитальные вложения и направляемых обществу на финансирование реконструкции и технического перевооружения отдельных производств, включенных в адресную инвестиционную программу по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд.

По условиям договора акционерное общество обязано предоставить Минфину РФ отчет о ходе выполнения работ и расходовании денежных средств, полученных в рамках финансирования инвестиционной программы, а также оформить документы, подтверждающие переход права собственности к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципального образования в лице специально уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления, права на акции общества, выпущенные, как правило, дополнительно в результате увеличения уставного капитала общества.

Такой договор следует рассматривать как договор купли-продажи акций общества, а денежные средства, полученные обществом из федерального (регионального) бюджета на финансирование реконструкции и технического перевооружения производства, не могут рассматриваться в контексте статьи 6 БК РФ как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе.

В подтверждение нашей точки зрения можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 года № Ф04-5759/2006 (26172-А67-14) по делу А67-14708/05. Предметом разбирательства был отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного за счет денежных средств, полученных акционерным обществом по договору между Министерством Финансов РФ, Министерством государственного имущества РФ (договор заключен в 2004 году ) и открытым акционерным обществом.

Суд указал, что отказ налогового органа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость является неправомерным, поскольку общество при оплате основного средства выполнило все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а денежные средства, полученные налогоплательщиком по договору купли-продажи акций, не могут рассматриваться как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе и не образующие налоговый вычет.

Таким образом, хозяйственные операции, вытекающие из такого договора, следует отражать, с одной стороны, как операцию по продаже акций общества и получение оплаты за них, а, с другой стороны, как использование полученных денег на нужды общества, пусть даже и специально оговоренные как предмет финансирования из бюджета.

Получены денежные средства из бюджета на р/счет (спецсчет)
Денежные средства признаны оплатой за акции по рыночным ценам, утвержден отчет эмитента
Зарегистрировано увеличение уставного капитала в результате дополнительной эмиссии (выпуска акций) по номинальной стоимости
Разница между рыночной и номинальной стоимостью акций
Использование денежных средств согласно целевому назначению
Поступило имущество от поставщика по стоимости без НДС
Выделен НДС, предъявленный к оплате поставщиком
Введено в эксплуатацию основное средство
НДС, предъявленный поставщиком, признан налоговым вычетом
Начислены амортизационные отчисления по основному средству
* НДС не облагаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ);

** записи по счету 80 «Уставный капитал» в случае увеличения уставного капитала производятся лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы, что подразумевает под собой регистрацию изменений в установленном порядке;

*** если первоначальная стоимость и срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает, то сумма амортизационных отчислений, начисленная в бухгалтерском учете, признается в качестве налоговых расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Государство на рынке ц/б может выступать в роли эмитента и инвестора. Как эмитент оно имеет возможность выпускать только . Выпуск акций на государственном уровне априори невозможен, т.к. страна не является Акционерным обществом и не может выпускать ц/б, предоставляющие право собственности на нее (нельзя купить долю в государстве).

Выпуская облигации, государство, таким образом, оформляет гос. долг, выплачивая инвесторам проценты по нему. Однако в качестве инвестора, государство может приобретать ценные бумаги российских компаний и быть собственником данных организаций пропорционально купленной доли.

Акции государства – собственность страны в отношении российских компаний

В России есть ряд крупнейших компаний-эмитентов, которые являются флагманами российской экономики, и доля государственного участия в таких компаниях порой очень значительна. Акции государства приобретаются с целью контроля на федеральном уровне, такие организации еще называют гос. предприятиями.

Акции государства – список федерального имущества

Ниже в порядке убывания государственной доли участия перечислены экономико-образующие компании России. Государство владеет акциями в лице Федерального агентства по управлению гос. имуществом.

  • – 79,55% принадлежит государству.
  • – 78,1% в собственности у правительства.
  • – 75,16% владеет РФ.
  • – 75,5% собственность РФ.
  • – 60,38% относится к собственности РФ.
  • – 57,58% принадлежит Банку России.
  • – 51,17% в собственности РФ.
  • – 50,002% владеет гос-во.
  • – гос-во владеет компанией через ОАО ГАЗПРОМ, чья доля в нем составляет 10%.
  • – доля гос-ва 6,86%.
  • – крупнейшая частная нефтяная компания, бумаги которой в основном принадлежат юридическим лицам.
  • – организация является частной, менеджмент является собственником 60% акций компании
  • – самая закрытая компания, которая до сих пор не раскрыла точную структуру капитала акционеров, лишь присутствует информация о том, что более 90% акций принадлежит прочим акционерам.

Таким образом, акции государства – это ценные бумаги самых значимых предприятий страны и нужно всегда учитывать, что доля может меняться. Точную долю можно найти на официальном сайте соответствующей компании в разделе «Структура акционерного капитала».

В 2014 году акции российских госкомпаний резко подешевели из-за санкций, а государство решило увеличивать дивиденды. Для пополнения федерального бюджета правительство ввело директиву, по которой госкомпании были обязаны по итогам 2015 года направлять на дивиденды половину прибыли по МСФО или РСБУ. Недооцененные активы и потенциально высокий дивидендный доход - хорошая инвестиционная идея.

Forbes решил оценить, насколько доходными могли оказаться вложения инвесторов в акции государственных компаний и компаний с госучастием в минувшем году. В своих расчетах мы учитывали изменение стоимости акций за 2016 год (стоимость акции в первый и последний торговые дни года) и одобренные собраниями акционеров дивиденды (минус НДФЛ - 13%). Затем мы попросили прокомментировать результаты подсчетов инвестиционных аналитиков и расспросили их о перспективах фондового рынка.

Минувший год был успешным для российского фондового рынка, было довольно много приятных сюрпризов, говорит аналитик «Альфа-Капитала» Андрей Шенк. Цена акций госкомпаний росла в том числе и благодаря ожиданиям высоких дивидендных выплат, говорит старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. Логично было предположить, что государство захочет пополнить бюджет средствами от госкомпаний, а это, в свою очередь, приведет и к росту выплат миноритарным акционерам. «А в итоге многие крупнейшие компании опередили в динамике рынок, то есть продемонстрировали результат выше, чем у индекса ММВБ», - указывает Фролов. Впрочем, прибыльнее госкомпании стали все-таки преимущественно случайно и вряд ли повторят такую же дивидендную доходность, за редким исключением, уверен управляющий директор, руководитель отдела управления акциями УК «Сбербанк Управление Активами» Евгений Линчик.

Непредсказуемая электроэнергетика

Сектор электроэнергетики показал впечатляющую динамику в ушедшем году - ценные бумаги ряда компаний преподнесли своим акционерам настоящий сюрприз. «Акции «Интер РАО», ФСК ЕЭС, «Россетей» выросли более чем на 230%. Такой рост сложно назвать ожидаемым, особенно на фоне стагнации и падения на протяжении прошлых лет», - полагает аналитик ИК «Велес Капитал» Алексей Адонин.

Причин для такого головокружительного успеха оказалось несколько. Во-первых, важную роль сыграла директива правительства об обязанности направлять половину прибыли на дивиденды. Во-вторых, электроэнергетика долгое время находилась под давлением - инвесторы ушли из этого сектора из-за жесткого тарифного регулирования, ограничивающего рост корпоративных доходов. «В результате ожидаемое повышение коэффициента выплат, низкая база капитализации и фундаментальная недооцененность привели к зачастую двузначным ориентирам по дивидендной доходности», -комментирует Фролов.

Рост доходности привилегированных акций «Россетей» объясняется гигантской прибылью холдинга - 222,4 млрд рублей по итогам 2016 года против убытка в 18,2 млрд рублей годом ранее. Очевидно, что подобный результат - единоразовая ситуация и уже по итогам текущего года выплаты будут гораздо ниже, рассуждает начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал» Владимир Веденеев. «История с ФСК ЕЭС превратилась в еще одну дивидендную сагу 2016-2017 годов. Бумаги компании за год выросли в 5 раз на ожиданиях рекордных выплат, однако в итоге прибыль была скорректирована, а сами дивиденды с ожидаемых 2,5-3 копеек оказались лишь на уровне 1,5 копеек», - говорит Веденеев.

Ожидаемый успех

Хорошие результаты показали Сбербанк и «Аэрофлот»: обе компании направили на дивиденды 50% от чистой прибыли по МСФО без корректировок. По мнению аналитика «Альфа-Капитала» Андрея Шенка, успеху «Аэрофлота» способствовали два фактора: во-первых, рост капитализации произошел во многом за счет увеличения рыночной доли после отзыва лицензии у «Трансаэро» - главного конкурента; а во-вторых, несмотря на кризис, продолжал расти и рынок пассажирских перевозок. Кроме того, компания сумела показать выдающийся рост операционных показателей и нарастить рентабельность благодаря оптимизации структуры расходов. Однако Владимир Веденеев полагает, что в дальнейшем «Аэрофлоту» будет крайне сложно удержать подобные уровни рентабельности за счет усиления конкуренции, прежде всего, на международных перевозках.

Обыкновенные и привилегированные акции Сбербанка в 2016 году выросли более чем на 75%, с учетом дивидендных выплат (6 рублей на акцию) бумаги принесли инвесторам около 80% за год, рассказал Forbes аналитик ИК «Велес Капитал» Егор Дахтлер.

А сильный результат по акциям «Алросы» достигнут не только благодаря довольно высоким дивидендам, но и эффекту относительно слабого рубля (в среднегодовом выражении) и нормализации ситуации с навесом предложения на мировом алмазном рынке, считает Илья Фролов.

Большое разочарование

Главным разочарованием этого года стали ценные бумаги «Газпрома», где коэффициент дивидендных выплат пока сохранился на уровне чуть выше 20% от чистой прибыли по МСФО, и отчасти - акции «РусГидро», выплатившей дивиденды от скорректированной чистой прибыли.

«Инвесторы ждали хороших дивидендов и от «Газпрома», но тут их ждало разочарование: компания заплатила меньше того, что планировало правительство», - говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Такая ситуация более характерна для госкомпаний, считает Веденеев: там менеджмент крайне неохотно исполняет директивы акционера-государства относительно распределения прибыли, в то время как в частных корпорациях этот вопрос не вызывает никаких споров и возражений, позиция акционера для менеджмента - закон.

Что стоит купить в расчете на «щедрость» к акционерам?

Интерес инвесторов к компаниям - как государственным, так и частным, которые платят хорошие дивиденды, будет сохраняться всегда. «Наиболее понятными и предсказуемыми историями являются компании, где акционеры готовы распределять прибыль в виде дивидендов, а инвестиционная активность компаний уже сравнительно низка, что позволяет демонстрировать высокие денежные потоки», - говорит Веденеев. Из госкомпаний он рекомендует «Алросу», «Московскую биржу» и «Аэрофлот»; из частных - «Норильский никель», МТС, ЛСР и «Мегафон» («продажа пакета Telia создает риски существенного навеса на рынке, поэтому бумаги будут какое-то время оставаться под давлением», комментирует Веденеев).

Аналитики ИК «Велес Капитал» выделяют акции «РусГидро»: компания исправно выполняет директивы правительства, по итогам двух последних лет направляет половину прибыли на дивиденды и по результатам 2017 года также собирается продолжить эту практику. Стоит обратить внимание на акции ФСК - за счет стабильного бизнеса компания может себе позволить направлять половину прибыли акционерам, а вот «Россети» Алексей Адонин называет «довольно рискованной ставкой на дивидендную доходность, поскольку компании надо субсидировать убыточные «дочки» и обновлять основные фонды, распределение средств зачастую непрозрачно и конечная прибыль по итогам 2017 года может оказаться низкой».

Если говорить про дивидендные истории, то стабильно высокие дивиденды платят не только госкомпании (например, «Алроса», Мосбиржа, «Аэрофлот»), но и частные: с доходностью около 10% годовых - металлургические «Норильский никель», «Северсталь», НЛМК, говорит Ганелин из «Атона». Их дивидендные доходности - одни из самых высоких на рынке, добавляет он. При этом компания выплачивает их не раз в год, а чаще - 2-4 раза.

«Несмотря на то что мы не ждем дальнейшего роста цен на металлы, мы считаем, что российские сталелитейные компании смогут обеспечить существенную дивидендную доходность и в 2017 году (мы ожидаем 7-10%), - соглашается с Ганелиным Егор Дахтлер из «Велес Капитала». - Мы также рекомендуем обратить внимание на GDR НЛМК и ММК, которые недооценены на 14% в соответствии с нашими расчетами». Своим фаворитом Дахтлер называет обыкновенные акции Сбербанка с потенциальной доходностью в 40% (без учета прогнозируемых дивидендов).

Кроме того, аналитики обращают внимание на акции МТС - они снижаются из-за ситуации с «АФК Система», риски позволяют купить бумаги дешевле, а фундаментальная оценка бизнеса МТС не меняется. «Компания обязалась платить около 26 рублей ежегодно, а это по текущим ценам более 11% дивидендной доходности. При этом 15,6 рубля дивидендов компания заплатит в начале июля», - уверен Михаил Ганелин из «Атона».

Бумаги «Газпрома» эксперты называют «самой сложной историей». Компания и государство продолжат спорить относительно распределения прибыли, считает Веденеев.

Оценивая надежность банка, многие придают большое значение государственному участию в его активах и деятельности. И это правильно - негосударственные банки России (без гос.участия) не смогут рассчитывать на поддержку Центробанка при риске банкротства (за исключением ). Гос. банки России – наоборот, имеют право на санацию.

Если вы хотите сохранить свои активы с уверенностью в завтрашнем дне – для вас будет актуально сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, где часть акций прямо или косвенно контролируется государством. При этом, не ждите супервыгодных предложений – максимально дорогих вкладов и дешевых кредитов: это не про некоммерческие банки.

Участие государства в деятельности банков бывает разным:

  • Полное
  • Частичное
  • Косвенное
  • Контроль

Список государственных банков России в 2016 году не изменен – единственным полностью государственным банком был и остается только Банк России (Центробанк, как его принято называть).

Частичное участие государства – это содержание контрольного или блокирующего пакета акций. Оставшаяся часть может принадлежать и частным инвесторам, и зарубежным акционерам. Яркий пример: Сбербанк - частный или государственный банк? 52,32% акций принадлежит государству, следовательно – оно имеет решающий голос в принятии любых решений. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, Сбербанк - это государственный банк или коммерческий, ведь остальные 47,68% находятся в публичном обращении.

Косвенное участие – это когда государство владеет акциями не напрямую, а через какую либо организацию, предприятие или холдинг. Например, ВТБ 24 и ВТБ - государственный банк или нет? Государству принадлежит 60,9% акций ВТБ, а ВТБ в свою очередь владеет 99,92% акций ВТБ24. Получается, что государство косвенно владеет и банком ВТБ24.

Также, как форму участия можно рассматривать контроль – когда банки попадают под влияние внешнего управляющего в результате применяемых процедур ( АСВ).

Банки с государственной поддержкой: список 2016

Банк Доля государства
Сбербанк 52,32%
ВТБ 60,9%
ВТБ24 99,92% принадлежит ВТБ
Внешэкономбанк 100% государственный банк
Газпромбанк 35,54% - у Газпрома, 10,19% - у Внешэкономбанка, Министерству финансов РФ – 100% привилегированных акций типа А,
Государственной корпорации АСВ – 100% привилегированных акций типа Б.
ГБП Ипотека 100% - Газпромбанк
Россельхозбанк 100% голосующих акций принадлежит государству.
ТранскредитБанк 99,6% у БТВ
Банк Москвы 94,84% принадлежит ВТБ
Связь банк 99,4% - государственных акций
Ханты мансийский банк Открытие 51% у государства
Глобэкс 99,99% - у Внешэкономбанка
Татфондбанк 51% у государства
Российский капитал 51% у государства
Почтобанк 50% + 1 акция у государства
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) 84,67% акций у Роснефти
Башпромбанк 51% у государства
Дальневосточный банк Входит в состав ВБРР
Крайинвестбанк 98,04% - правительство Краснодарского края
Новикомбанк 58% - у Ростеха
Летобанк 100% у ВТБ24