Что такое парные согласные на конце слова. Проверка парных согласных звуков в корне слова

«Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умения УУД.

Предметные :

    формировать умение видеть орфограмму;

    уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные :

    развивать внимание, мышление, речь;

    уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

    уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

    уметь строить работу с партнёрами;

    уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные :

    уметь оценить свою работу и работу товарища;

    уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, синтез и анализ.

Оборудование :

    схема с основными вопросами урока;

    алгоритм проверки парной согласной;

    карточки с заданиями;

    сигнальные карточки;

    карточки для самооценки.

Ход урока.

    Мобилизующий этап.

У вас на партах две карточки (солнышко и облачко ), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Минутка чистописания.

Откройте ваши тетради. Запишите число, классная работа.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (слайд 1)

- Прочитайте предложение, что это? (Пословица )
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (
Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- А теперь напишите эту пословицу.

Что можете сказать о буквах Г и К ? ( Они обозначают парные согласные звуки.)
-Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (
Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, з-с)

- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные в слове? (Дети говорят правило с примерами) .

3. Определение темы и задач урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

( Правописание слов с парными согласными на конце. )- (слайд 2)
- Какие задачи можете поставить себе на урок?
(слайд 3)

У – упражняться в написание парных согласных;

Р – развивать внимание;

О - объяснять написание слов;

К - коллективно, дружно работать.

В течение урока мы ответим на вопросы: (слайд 4)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

На какие вопросы мы уже можем дать ответы?

Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т )

Где надо проверять? (на конце слова )

Как надо проверять? (правило)

Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. (слайд 5)

Алгоритм:

1. Читаю слово ….

2. Слышу звук ….

3. Изменяю слово….

4. Проверяю…

5. Пишу букву….

4. Физкультминутка. (Слайд 6)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Делаем вперёд наклоны –

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

5. Работа по теме урока. Работа в парах.

- Урок мы продолжим. Запишите отгадки:

1) Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (ёж)

2) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

4) Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он... (Жираф)

6) Он рогат и близорук,

Плохо видит он вокруг.

Зато может крепкий бок

Продырявить … (Носорог)

7) Только с виду я хороший.

Состою в родстве я с кошкой.

Бегаю быстрее ветра,

В Африке меня ты встретишь.

Я на солнышке лежу,

И добычу сторожу.

Если грозно посмотрел,

Убегай, опасен – (Лев).

(слайды 7, 8)

5.1 Письмо по памяти. (карточка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

5.2 Работа у доски.

- Ястре_, ено_, пиро.., малы_, сне.., утю_, сторо.., отря_, глобу_.

Какое правило помогло написать правильно букву? (Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный .

6. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Будь внимательным»

Я буду называть слова с парной согласной, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, уж, краб, кит, хлеб, ковш, глаз, шарф, карниз.

7. Самостоятельная работа. По карточкам.

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы,

- записать рассказ

Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

8. Итог урока. (слайд 9)

Что надо проверять? (парную согласную на конце слова )

Где надо проверять? (на конце слова )

Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

Где надо проверять? в корне, на конце слова

Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем после согласного слышался гласный звук

9. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 10)

- если вам было легко выполнять задания –

- если у вас на уроке возникали затруднения –

10. Спасибо за работу. (слайд 11)

Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов".

Цели. Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Оборудование. Учебник "Русский язык, 2-й класс" (авт. Т.Г. Рамзаева), кодоскоп, проигрыватель, грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит", таблицы к уроку, макет книги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Учитель вешает на доску макет книги.

– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

III. Чистописание

У. Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости /звонкости.

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].
– Изменяем слово – флаги . Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г .

У. Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Что это за сказка? Кто ее написал?

Дети отвечают.

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери : медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы : медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку. )

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

У. Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.

Два ученика выполняют работу на индивидуальных досках.

На индивидуальных досках:

– Назовите из записанных слов словарное слово.

Д. Медведь.

У. Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?

Д. В нем семь букв, шесть звуков.

У. Ребята, задайте вопросы ученику по пройденной теме "Состав слова".

–Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

У. Ребята, задайте вопросы по теме "Состав слова".

Дети задают 2–3 вопроса, учитель ставит отметку.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда .

– Ящик лимонада .

– Плитку шоколада .

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

V. Физкультминутка

Проводится под стихотворение, которое читает учитель.

У. Есть на свете братики – ровно шесть.
И сестренки тоже есть – ровно шесть.
Парные согласные всем нужны,
С парными согласными мы дружны.

С б и п всегда вместе,
С в и ф идем в лесок,
С г и к поем мы песни,
С д и т учим урок,
С з и с играем в мяч,
С ж и ш решим задачу.
С ними в дружбе будем мы всегда,
С ними нас не разлучить никогда.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Учитель через кодоскоп проектирует текст на экран. Ученики проверяют выполнение задания.

– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня".

Учитель переворачивает страницу макета книги.

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

Дети выполняют задание.

– Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память".

Учитель переворачивает последнюю страницу макета книги и читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж , которую надо проверять словом моржи .

У. Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
О чем речь?

Д. О снеге.

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.

Подводится итог игры.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 167.

Дополнительный материал

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.

– Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг ).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга... (пылесос ).

Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это... (град ).

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж ).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф ).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрад ь )

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».

Система Л. В. Занкова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма организации учебной работы: фронтальная индивидуальная, парная

Время реализации урока : 40 мин.
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Планируемые результаты:

предметные:

сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова

личностные:

    проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)

    понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    выполняет задание по алгоритму;

    делает самооценку деятельности на уроке

познавательные

    формулирует правило на основе выделения существенных признаков

    проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение

    составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

    слушает и понимает речь других;

    договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы:

    Учебник А.В.Полякова. Русский язык с.77-78.

    Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.

    ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи : литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.


Демонстрационный материал : интерактивная доска, учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии

I этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.

Начинаем наш урок.

2.Чистописание

Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?

Слайд 1.

Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.

Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш

III . Постановка учебной задачи.

1. Проблемная ситуация

Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать

Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.

/ Арбу…/

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук

/ Гвоз…ь/

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

/ Гри…/

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

/ Поез../

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал.

/ Сне../

Слайд 3.

(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)

Молодцы!

/Ситуация затруднения/

Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук

Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем

Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

Сформулируйте тему

Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)

Физминутка.

II этап. Построение проекта выхода из затруднения.

1-Работа в учебнике с.77 упр1. . Слайд 4. 5.

Посмотрите внимательно на слова, что заметили?

Сравним произношение согласных звуков и букв.

Как произносятся согласные на конце?

Согласные на конце слов произносятся глухо.

Можно ли им доверять?

Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 78.

Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова

Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды-

Буде шь грамотным и ты.

2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.

(плуг, мороз, нос, флаг, стог, лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)

3. Закрепление изученного материала Слайд 9

Работа с предложением

Начался сильный дож…ь. Вставить букву

В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…

/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/

6. Работа с деформированными пословицами

Где снег, там и след.

Был бы пирог, будет и едок.

Кто ленив, тот и сонлив.

III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.

Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег

Взаимопроверка

- Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/

IV этап. Рефлексия

Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./

Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/

Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.

п. Светлая Заря, 2008год

Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова

Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели.

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем повторять правила, с которыми познакомились недавно на уроках русского языка. Что это за правила?

Сегодня на уроке прямо пойдём –

К словам словарным попадем.

Направо пойдём – в гости

К парным согласным зайдём.

Заодно, ребята, мы будем с вами говорить и об изменениях в природе.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа о зиме.

Какое же время года наступило? Отгадайте загадку:

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд руки убираю,

Белю поля, дома –

Зовут меня - …. (зима)

Какие же изменения произошли в природе с приходом зимы?

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой светит, но не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные. Замерзают почва и водоёмы . Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

К образу зимы обращались и поэты, и писатели, и композиторы, и художники. Каждый из них по – своему представлял красоту и своеобразие зимней природы.

(Рассматривание репродукций)

В произведениях поэтов и писателей часто рисуется картина наступления зимы, первого снега, который одевает землю «точно пеленою», расстелив «блистательный ковёр» на земле.

(На фоне музыки дети читают стихи – «Зима», А. Шаталов - «Первый приход зимы»)

2. Упражнение для глаз «Снежинка»

Пришла зима … С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. Вот снежинка плавно полетела вправо, повернула, гонимая ветром, влево, повертелась, покружилась и тихонько опустилась на землю

3. Пальчиковая гимнастика .

А теперь, ребята, подготовим руку к письму. Возьмите палочку, покатайте её между ладонями.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмём

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучали в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали: там страшный зверь.

4. Работа в тетрадях .

А сейчас приготовьте свои тетради.

Я сейчас тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

Запишите в тетрадях дату.

https://pandia.ru/text/78/654/images/image002_10.png" width="19" height="16"> На страничку нашей тетради тоже упадут первые снежинки. Это наше чистописание. Возьмём ручку с синей пастой, нарисуем снежинки. Они похожи на звёздочки.

А сейчас мы сделаем узор, который составляет на окнах мороз. А помогут нам в этом буквы и их элементы.

У зимы есть три верных помощника. Как вы думаете, кто они?

Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

А какие пословицы об этих месяцах вы знаете?

Декабрь – зиме начало, а году конец.

Январь – году начало, зиме середина.

Февраль – вьюги да метели в феврале налетели.

В феврале зима с весною встречается .

А сколько букв и сколько звуков в этих словах?

Декабрь – 7б., 6 зв.

Январь - 6 б., 6 зв.

Февраль – 7 б., 6 зв.

6. Словарная работа.

Ребята, скажите, а как зимуют птицы?

(улетают в теплые края, а к нам прилетают северные птицы)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей…

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведет чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь.

А на вырубках, на липах,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов.

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.

Каких птиц я назвала в стихотворении? А какие ещё птицы зимуют в наших краях?

(На доске картинки: сорока, ворона, воробей)

Какие это слова? (Словарные). Как их нужно писать? (во всех словах сочетание –оро – )

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Как вы можете помочь птицам пережить это трудное время? (Сделать кормушки)

Эй, зимующие птицы,

Дятлы, воробьи, синицы,

Вы не бойтесь зимовать,

Мы вам будем помогать.

У вас на партах, ребята, лежат карточки, на которых нарисованы зимующие птицы. Соедините линиями рисунки и названия птиц. Но чтобы помочь птицам добраться до кормушки, нужно нам с вами заглянуть в гости к парным согласным звукам.

7. Упражнение в правописании парных согласных звуков.

Назовите парные согласные звуки.

(б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с)

Как нужно проверять правописание парного согласного звука в конце слова?

Подберите проверочные слова к данным на карточках слова

Сне… Медве…ь

Моро… Сугро…

Пру… Холо…

Прору…ь Сапо…

А теперь откройте учебник на стр. 115. Вверху страницы возле звоночка найдите упр. № 000. Запишите в тетрадь.

(объяснение правописания пропущенных букв, запись упр. в тетрадь)

А сейчас немножко отдохнём и устно поупражняемся в подборе проверочных слов.

Свекла, где растёт?

На грядке.

Буквы пишут где?

В тетрадке.

Любим мы играть…

В снежки.

Есть на праздник…

Грядка. Нет чего?

А тетрадка?

Нет тетрадок.

Что мы утром чистим?

Одеваем в холод?

Зубки. Изменяем:

Шубки? Изменяем:

А снежинки? Идёт

Пирожки. Съел

А теперь посмотрите на таблицу. Здесь написаны слова:

Снег…, моро…, холо…, корму…ки, зёрны…ки, кро…ки, ребяти…ки.

Используя эти слова, составьте предложение.

Молодцы, ребята. Я думаю, что птицы теперь обязательно прилетят к вам в кормушку.

Физминутка

Солнце землю греет слабо.

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злиться, снег кружиться,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

8. Продолжение работы по теме.

Ребята, зимушка-зима прислала нам письмо.

Что же в нём?

Получите же, друзья,

От меня задания.

Выполняйте без каприз –

Впереди вас ждёт сюрприз.

(каждому уч-ся выдается листок с заданием: списать текст, выставляя пропущенные буквы.

Сне… укутал деревья. Ду… стоит в мохнатой шапке. На ветках берё… белый шар… . Молодая ёлочка спряталась в сугро… . не страшен деревьям холо… и моро… .)

IV. Итог урока.

Какое правило, ребята, нам помогло выполнять задания и писать без ошибок?

Звуки согласные

Бывают такие опасные!

Звук слышится,

А буква другая пишется.

Поэтому нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибки не смогли забраться к вам в тетради.

V. Домашнее задание.

Стр. 116, упр. № 000

VI. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок. На доске остались скучать зимняя тучка. У вас на партах есть снежинки – голубая, белая, фиолетовая. Если урок вам понравился – возьмите голубую снежинку, кому было почему-то неуютно – белую, а тем, кому урок совсем не понравился – фиолетовую. Прикрепите свои снежинки к тучке.

(Ученик прилепил снежинку к тучке)

Сюрпризный момент.

Ой, ребята, что это у нас в классе? Давайте попробуем потянуть за верёвочку.

(появляется шкатулка со снежинками, дети берут снежинки, а под ними – конфеты.)

Ребята, а снежинки – то волшебные. Посмотрите, на них написаны буквы. Составьте из этих букв слова.

(Дед Мороз)

Скоро Новый год и Дед Мороз напомнил о себе. Вы должны учить стихи, песни, готовить костюмы, чтобы всем вместе весело встретить Новый год.

В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.

Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .


Проверка парных согласных, расположенных в середине слова, делается по-другому. Необходимо подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы после звука, который мы проверяем, стоял звонкий согласный звук. В слове «рыбки» для правильной проверки парной «б» подбираем однокоренное слово, например, «рыбак». Теперь можно точно быть уверенным, что здесь мы будем писать букву «б». Если парная согласная буква находится в приставке, то её написание подчиняется несколько другим правилам. В приставках, которые оканчиваются на з или с, коими являются воз-, вз-, без-, раз-, низ- и так далее, перед глухими согласными пишется только с, во всех других случаях нужно писать з. Например: бесполезный, искусать, расценка, воспользоваться; но вздремнуть, безотказный, возбудить, износить, низвести и так далее.


Существуют слова, в которых проверка правильного написания невозможна. К ним, например, относятся «завтра», «завтрак», «вдруг». В этом случае их надо запомнить. Если же вам трудно это сделать, всегда можете воспользоваться словарем.


Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .