Для учителя начальных классов. Из краткой биографии шевченко Изображения в филателии

Легло костьми

Ученик. Тарас Григорьевич Шевченко - непримиримый борец против любого притеснения человека человеком, поэт-гуманист, глубоко народный поэт. Писать стихотворения начал еще до освобождения из крепостничества, потому что до 24-х годов был крепостным. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник Тараса Шевченко «Кобзарь». Самим названием автор пытался показать, что он выступает певцом народа, его стремлений, надежд, мечтаний о лучшей судьбе. «Кобзарь» в 1840 г. проникнут стихийным протестом против той несправедливости, которая существовала в Украине. С большой любви поэта к Украине, к своему народу выросла правдивая, неповторимая поэзия «Кобзаря»

Блуждают люди; повысыхали
А материнских горячих слез!

В символическом образе Прометея показал несокрушимость народов царской России, а в образе орла-хищника - царизм, который людей «карает» и пьет кровь трудовиков.

Ученик. Беспощадную критику русского «темного царства» дал Шевченко в поэме «Кавказ» (в 1845 г.), где изобразил борьбу, которую вела Россия в 1843-1859 гг. с черкесами. Эта борьба со свободолюбивыми жителями Кавказа была долгой, затяжной и с огромными обоюдными жертвами. Автор показывает огромные страдания, трагедию народа, трагедию войска, посланного царизмом завоевывать Кавказ:

Это, тот Первый
С детьми и внучками, утопить
Встречает…

Не умирает душа наша
Всех императоров бы хватило
Вдову - сиротину.
И детишек своих ведут.

Накралися!

Я так ее, я так люблю

Страницы: 1 2

Долго ли в том мире
Людей муштруемых немало
Мою Украину бедную

Встанет Украина и развеет тьму неволи

Т.Г. Шевченко видел и понял, как тяжело Украине, какую несправедливость причинил ей русский царизм и украинские господа: Ободранная, сиротой Над Днепром, Тяжело - трудно сироте. А никто не видит - Только враг, который смеется…

Беленькие дома, свалились
Ученик. Большое народное горе, нищету и народную несправедливость увидел Т. Шевченко, когда он после освобождения из крепостничества посетил Украину.

При ней душу погублю!

Сады зелени, сгнили

Разработка внеклассного мероприятия, посвященное 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко.

«Скорбела душа Кобзаря».

Цели: -познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Шевченко;

Пробудить в детях интерес к творчеству поэта;

Воспитывать в детях толерантность и чувство родства со славянскими народами.

Оборудование: компьютер, медиа проектор (для показа презентации о Т.Шевченко), книги поэта, картины Шевченко.

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Ход мероприятия:

  1. Оргмомент
  2. Вступительное слово:

Что вы знаете об Украине?

А кто из вас знает, кто такой Т.Г.Шевченко?

Чтение стихотворения Шевченко «Завещание».

Эпиграфом нашего мероприятия будут строки Н.Некрасова, посвященные Шевченко:

«…он все изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности, всё-и раздольную степь оренбургскую…»

Посмотрите внимательно на портрет, и скажите каким, на ваш взгляд, человеком был Тарас Григорьевич (презентация)

Знакомство с биографией поэта (просмотр презентации и сообщение учителя литературы)

Шевченко родился 9 марта 1814 г. в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители: Григорий Иванович и Катерина Якимовна- были крепостными крестьянами у помещика Энгельгарта. В 1822 году Шевченко отдают в науку в село Кирилловку. Там его определяют в церковь служкой. Батюшка, увидев желание Тараса учиться, по ночам обучает его грамоте и арифметики. В 1823 г умирает мать, а 1825 г – отец. Тарас Григорьевич остается круглым сиротой, батюшка из Кирилловки оставляет его при церкви. За время обучения и жизни в церкви у него проявляется талант к рисованию, первыми его учителями были монахи-иконописцы. В 12 лет Шевченко вернулся в родное село. Батюшка, который переживал и помогал ему, умер, а новый-выгнал его, сказав ему, что он лишний рот. В 15 лет Тарас был зачислен в дворовую челядь. Сначала был поваренком, затем комнатным слугой. По ночам или в свободную минутку он рисовал. Помещик, заметив талант Шевченко, отдает его на обучение к мастеру живописи Ширлеву. У мастера он обучался 4 года. Когда умирает помещик, Тараса отправляют на службу к тестю Энгельгарта на Смоленщину. Шевченко очень понравился тестю старого помещика, он делает Шевченко комнатным художником. Шевченко оттачивает мастерство художника, перерисовывая картины известных художников. Затем Тарас по приказу нового барина был отдан на обучение в Новгород к Иоганну-Батисту Лампе-младшему. Стажируется Шевченко в Петербурге, расписывая стены театров. Там его замечает И. Сошенко, а тот знакомит его с К. Брюлловым и В. Жуковским. В 1838 г Брюллов и Жуковский выкупили Шевченко, освободив его от крепостничества. К. Брюллов берет его под опеку и Шевченко становится его лучшим учеником (просмотр картин Т.Шевченко).

Какова тематика его картин? Как вы думаете, почему его выбор пал на изображение простых людей? А что его привлекало в природе? Почему?

Но параллельно с живописью он начинает писать стихи. По собственному признанию Шевченко, талант в нем пробудился светлой ночью 1837 г. Первое его стихотворение было посвящено женской доле и называлось «Порченая» (чтение данного стихотворения и его обсуждение). В 1840 г выходит первая книга стихов Шевченко, которая называлась «Кобзарь». Данное название закрепилось и за Шевченко и стало его вторым именем.

Шевченко был и Оренбургском крае с 1847 по 1857 год. В нашем краю он отбывал ссылку за оскорбление матери Александра Второго. Шевченко написал о ней небольшое стихотворение, которое вызвало настоящий переполох при дворе:

«А царица-что опенок, несчастный и убогий:

И сухая, и длинные ноги,

И бедняга непрестанно трясет головою.

Вот она –богиня эта?!

Горе мне с тобою!

Я тебя, такую куклу, не видав ни разу,

И поверил тупорылым твоим виршемазам!»

По прибытии в Оренбург его встретили украинцы, выпросив у губернатора Обручева разрешение о поселении Шевченко у них до определения его дальнейшей судьбы. 10 дней он пробыл у земляков, затем, одев Шевченко в военную форму, этапировали в Орск. В Орске он узнал, что такое настоящая муштра. А еще Шевченко угнетало то, что ему запретили писать и рисовать. Но он нашел выход: он вырезал из бумаги кружочки, скреплял их между собой, писал стихи, или рисовал и прятал в голенище солдатских сапог. Такие книжки Кобзаря получили название халявные («халява»-голенище). В 1848 г Шевченко отправляют в крепость, расположенную в устье Сыр-Дарьи. Бутаков- начальник крепости пишет Обручеву письмо, в котором просит у губернатора разрешение включить Шевченко в члены экспедиции на Аральское море в качестве казенного рисовальщика. Получив разрешение, Бутаков забирает под свое покровительство Шевченко. После экспедиции Шевченко живет в Оренбурге у Бутакова. Сохранился дом, в котором жил Шевченко, в настоящее время там находится музей поэта. Расположен этот дом на улице 8 марта 33. Шевченко дружил с людьми разных национальностей. Его интересовала жизнь и легенды татар, башкир, киргиз. В Оренбурге он написал такие произведения о быте киргиз как: «Близнецы», «Художник», «Княгиня» и др.

В июне 1857 г из Петербурга пришел документ о его освобождении, но Шевченко запретили посещать и жить в столицах. Год тянулась борьба за разрешение Шевченко жить в столицах. Друзья отстояли право Шевченко, и в 1858 г он побывал в Москве и Петербурге. В Петербурге он знакомится с негритянским актером Айром Олдриджем, пишет его портрет. Также часто вспоминал встречу с С.Т. Аксаковым. Осенью он принимает решение переехать в Украину, поселиться и умереть на родине. Шевченко пишет письмо и просит разрешение купить участок для строительства дома. Получив разрешение, он сам разрабатывает проект дома. Но его мечтам не суждено было сбыться. В начале зимы состояние его здоровья ухудшается (в ноябре он заболел водянкой). 25 февраля 1861 г Т. Шевченко умирает, 28- его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 июня его тело было перезахоронено на Черничной горе недалеко от его деревни.

Эстафета «Эрудит» по биографии Шевченко (цель: проверить внимательность и память учащихся по полученной информации).

Учащиеся делятся на 2 команды.

Вопросы командам задаются по очереди, если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде. За правильный ответ команда получает один балл. Баллы фиксируются на доске.

  1. Представителем, какого народа был Т. Шевченко?
  2. Где и когда родился поэт?
  3. К какому сословию принадлежали родители поэта?
  4. Чем еще увлекался Шевченко помимо написания стихов?
  5. Назовите людей, которые выкупили Шевченко из крепостничества?
  6. Кому было посвящено стихотворение, за которое поэт попал в ссылку?
  7. Где отбывал ссылку Шевченко?
  8. Назовите годы ссылки поэта?
  9. Жизнью, каких народов интересовался поэт, находясь в Оренбурге?
  10. Назовите произведения, которые были написаны за время ссылки?
  11. Чем запретили заниматься Шевченко во время ссылки?
  12. Как назывались его тайные книжки?
  13. Как называлась первая книга стихов поэта, название которой закрепилось за поэтом и стало его вторым именем?
  14. С каким писателем (нашим земляком) познакомился Шевченко после ссылки?
  15. В каком году умер поэт?
  16. На каком кладбище Петербурга был похоронен Шевченко?
  17. А где в настоящее время покоится тело поэта?
  18. Назовите улицу Оренбурга, на которой находится музей Шевченко?

Конкурс чтецов.

Приглашаются по одному участнику из команд.

Стихи читаются без подготовки («В каземате», «В неволе я один скучаю»)

Подведение итогов.

А закончить наше мероприятие я хочу стихотворением «Молитва». Я прошу лишь вслушаться в строки стихотворения и пропустить его через сердце. О чем просит человек Бога, на долю которого выпало столько испытаний? А чем просили бы вы, оказавшись на месте Шевченко? Вслух можете не говорить. Это ваше личное дело.

Итог занятия: что вам запомнилось больше всего из жизни Шевченко?

Какова тематика его стихов?

Если вас заинтересовала жизнь Т. Шевченко, то его жизнь описана в трудах исследователей М. С. Клипиницера, Л.Н. Большакова. А если вас заинтересовало его творчество, то идите в библиотеку и берите сборник его стихов и наслаждайтесь его творчеством!


и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Мельник Н.І.

Вчитель початкових класів СЗШ №2

м. Марганця

„Конспект інтегрованого уроку”

Мета:

навчальна - доповнити, ;розширити;знання;учнів;про Шевченка -поета, Шевченка - художника; вчити працювати с художньою літературою, порівнювати, співставляти, виділяти головне, ;робити висновки;

розвиваюча - ;розвивати спостережливість, вміння передавати;на малюнку своє бачення твору; вміння виконувати короткотермінові завдання на основі асоціацій;

;виховна - ;виховувати любов і повагу до спадщини, яку нам;залишив;Тарас Григорович Шевченко.

Обладнання: портрет;Тараса Шевченка, ;твори;поета, ;картини; грамзапис вірша - пісні " Реве та стогне Дніпр широкий", схематична карта України, ;мікрофон, ;;скрипка, фарби, свічка, папір

Тип уроку: інтегрований, з поєднанням позакласного читання, музики та образотворчого мистецтва.

Хід уроку.

/. ;;;;;;;;Організаційний момент.

Підготування учнів та робочих місць до уроку,

Перевірка наявності учнів.

//. Актуалізація знань та чуттєвого досвіду учнів.

Діти, сьогодні у нас незвичайний урок, ми дізнаємося багато нового і цікавого про одну дуже талановиту, незвичайну людину, яка залишила незабутній слід в історії української літератури. А про кого саме йтиме річ, ви дізнаєтесь із інсценівки.

Оксана: ;;Чом же плачеш ти? Ох, дурненький Тарасе, давай я сльози витру. Не сумуй, Тарасику, адже, кажуть, найкраще від усіх ти читаєш, найкраще за всіх ти співаєш, ще й, кажуть малюєш. ;От виростеш і будеш;малярем. ;;Еге ж?

;Тарасик: Еге ж, малярем.

;Оксана". І розмалюєш нашу хату?

Тарасик: Еге ж. А всі кажуть, що я ледащо і ні на що не здатний. ;;Ні, я не ледащо!

Я буду, буду таки малярем!

Оксана: Авжеж, будеш! А що ти ледащо, то правда. Дивись, де твої ягнята! Ой, бідні ягняточка, що чабан у них такий - вони ж питочки хочуть.

Ш.Повідомлення теми уроку.

Кого в образі цього маленького хлопчика ви впізнали?

Так, мова піде про Т. Г. Шевченка.

ІУ.Повідомлення завдань уроку:

Наше завдання: продовжити творчу спадщину поета, а ще дослідити, чи здійснилася заповітна мрія хлопчика - Тарасика?

Яка ж його заповітна мрія?

А навіщо це нам знати?

(відповіді дітей)

V. Узагальнення вивченого матеріалу з позакласного читання.

А ще Шевченка називають Кобзарем. Кого раніше називали кобзарями? (відповіді дітей)

Так, раніше називали кобзарями мудрих дідусів, що ходили від села до села, грали на кобзі, правдиво розповідали людям про життя на Україні. Це, переважно були пісні сумного характеру.

Чому Шевченка називають Кобзарем?

1.;;;;;;Довести за творами поета, що Шевченко правдиво розповідав про життя за часів кріпаччини.

" Якби ви знали паничі".

III та IV групи - ;;;;" Мені тринадцятий минуло".

V група;- ;;;;"Сон".

Аналітична група - слідкує за відповідями та доповнює при необхідності.

б). Правила роботи в групах.

коли хтось говорить, всі слухають і не перебивають; намагатися обговорити всі ідеї, думки.

в). Хід обговорення.

перевірка роботи в групах - виступ доповідача; доповнення, якщо є, аналітичної групи; запис основних рис творів.

г). Підведення підсумків обговорення.

;;;;;;;Так як жилося за часів кріпаччини людям?

;;;;;;;А самому Шевченку?

;;;;;;;А як розповідав поет про природу? Доведіть це за допомогою твору.

2.;;;;;;Довести за творами поета, що Шевченко розповідав про природу.

Творчі завдання кожна група учнів обирає самостійно.

а). Хід обговорення.

перевірка роботи в групах - виступ доповідача; доповнення, якщо є, аналітичної групи; запис основних рис творів; оцінювання роботи.

VI. Підведення підсумків уроку з позакласного читання.

;;Шевченка називали Кобзарем, бо він правдиво і мудро розповідав про ті страждання, яких сам зазнав, та люди, які тоді жили. Але він з великою любов"ю оспівував природу рідного краю, її чарівність, неповторність. В ті жахливі часи, зазнаючи величезних страждань, хлопчик ріс допитливим і розумним, працьовитим і уважним. А мрія стати художником ніколи не залишала Тарасика. Але були у нього і інші мрії. А які саме дізнаємося з уривку твору Оксани Іваненко "Біла ніч".

БІЛА НІЧ

Як добре, що в Петербурзі білі ночі!

;;Хлопці, зморені денною працею, ще не сплять. Зовсім тихо на хазяйській половині. Тільки Тарас ніяк не може заснути в своєму кутку.

;;У крихітне віконце на горище пробивається світло. Видно як удень. Це петербурзька біла ніч. Тарас не може заснути. Та він не хоче зараз спати. Голова його повна думок і мрій. Це його єдиний вільний час, він може думати, про що хоче. Зараз так видно, він може робити, що хоче.

;;Тарас пройшов садом і повернувся в алею статуй. Яка тиша, який спокій зараз у цьому саду! Ніхто й ніщо не заважає, він може віддатися своїй улюбленій справі. Тарас виймає папір і починає перемальовувати статуї. Але всі почуття, думки, мрії збудженні прогулянкою. Про що міг думати Тарас? Ех! Якби можна було заспівати! Заспівати рідну пісню, яку співали рідні сестри, мати, старий дід там, на далекій Україні. Йому дуже захотілося заспівати так, як колись співав він сам, блукаючи ярами, степами, над синім Дніпром. Цього, звичайно, не можна робити. Але в голові линуть ці пісні, з якимось новими, своїми словами, і замість того, щоб малювати, як збирався, на рисувальному папері він записує свої пісні.

;;Перед очима линуть широкі степи, зелені гаї і діброви, рідний Дніпро, то такий ласкавий привітний у літні ясні дні, з тихими вербами, що схиляються над ним, то непокірний, ревучий та могутній.

;;;;Реве та стогне Дніпр широкий,Сердитий вітерзавива,

Додолу верби гне високі, Горами хвилі підійма...

;;;Біжать рядки за рядками. Легко, без напруження,Тарас пише рідною своєю мовою, якою розмовляв на селі з батьком, братами, сестрами, якою розказував дід свої нескінченні оповідання, Якою рідна ненька співала пісні над убогою колискою. Він перечитує, і самому дивно, що виходить так складно, так просто і гарно, і він усміхається щасливо, розгубленою посмішкою. ;;;;Як же це добре, що в Петербурзі білі ночі!

VII. Актуалізація знань та чуттєвого досвіду учнів.

Про що мріяв Шевченко в літньому саду?

Так, мріяв малювати, співати, а створив чудовий твір, в якому так точно передав характер наймогутнішої річки України - Дніпра. А ми спробуємо втілити мрію Тарасика.

VIII. Повідомлення завдань уроку з;малювання:

Сьогодні в своїх малюнках спробуємо передати силу і могутність Дніпра, його непокірність.

IX. ;;;;;;Узагальнення вивченого матеріалу з музики та малювання.

» ;;;Краще зрозуміти цей твір нам допоможе музика.

а). Прослухування грамзапису твору "Реве та стогне Дніпр широкий" у виконанні капели бандуристів. » ;;;

;;;Вслухайтесь в музику. Як вона звучить?

;;;;;;;Яка за характером? ;;;;;;;;(горда, неспокійна, простора, насичена, велична)

б). Робота над образами твору.

Зачитайте І строфу вірша. Які образи присутні? ;;;;(Дніпро, вітер, верби, хвилі).

Зачитайте II строфу вірша. Які образи присутні? ;;;(місяць, хмари).

Зачитайте III строфу вірша. Які образи можливо побачити, а які почути?

Які кольори допоможуть передати настрій твору?

Шевченко малював свої твори вуглинкою, а ми будемо малювати спочатку невидимим пензликом - свічечкою, а потім широким пензликом.

а). Виконання роботи.

*Як розташовуємо папір?

*Що будемо малювати першим?

*Що темніше небо чи земля?

г). Слухання музичного інструменту.

;;;;;;;Щоб вам легше було передати образи твору, його характер, Аня вам буде допоморати разом зі скрипкою.

X. Підведення підсумків уроку з образотворчого мистецтва

а). Демонстрація кращих робіт;;;(по одній з кожної групи);

» ;;;Я, гадаю, Шевченко був би задоволений вашою роботою, а от зараз я запрошую до маленької художньої виставки творів Шевченка - художника.

б). Демонстрація репродукцій Шевченка.

I;;;;;;;період творчості. ;;;Малюнки, виконані в дитинстві та картини, створені під час навчання в Петербурзі.

II;;;;;;період -;;;;;;;;Серія "Живописна Україна", "Циганка - ворожка".

Катерина, у Києві,в Корсуні, у Черкасах, дари в Чигирині, діти Рєпніних.

/// період -;;;;На засланні. Казахські діти.

Порівняння з віршами за характерними рисами записаними на дошці.

в). Розповідь про подорож по Україні після повернення з Петербурга.

;;;;Знаходячись далеко від України Шевченко завжди дуже сумував за Батьківщиною. І лише після;;14 років чужини, у травні 1843 року йому вдалося повернутися на Україну. Повернувшись поет мандрує по містах і селах Полтавщини, Катеринославщини, Київщини. У вересні Шевченко об"їхав місця, пов"язані з історією Запоріжської Січі, побував на острові Хортиця, на території сучасного Нікополя, Марганця.

;;;;Давайте, діти, звернемось до нашого проекту, нашої карти і пригадаємо, які ж саме Січі козацькі і де були розташовані на території нашої області. От і визначимо за допомогою ось цієї стрічечки шлях - подорож Шевченка. Розпочав він з Черкащини, відвідав Верхньодніпровськ, Катеринослав, Олександрівськ, Покровське.

;;Поет на власні очі побачив місяця, якого він оспівував у своїх творах. Під час подорожі він не розлучався з альбомом і зробив десятки малюнків, але збереглися лише декілька. А ось цей (демонстрація картини) знаходиться в музеї Дніпропетровська.

г). Вправа "Мікрофон ".

Як ви гадаєте, діти, чи здійснилася мрія маленького Тарасика?

Які риси характеру проявив він для досягнення своєї мрії?

Чи вважаєте ці риси потрібними вам?

А чи варто нам про це говорити, читати, адже це мрія однієї людини, а у кожного - є свої?

Обговоріть це питання в групах і висловіть свої аргументи з допомогою мікрофону.

Якщо "ЗА" - то чому? ;;;якщо "ПРОТИ" - то чому?.

XI. Підведення підсумків уроку.

;;;;Мені було дуже приємно працювати, бо ви з увагою віднеслись до мрій Тараса Шевченка, а значить і свої мрії зможете втілить в життя.

;;;;Вдома прочитаєте ще раз твір "Біла ніч" і розповісте батькам про те, як з"явився малюнок, який ви намалювали на уроці до цього твору.

Тема: "Я буду, буду таки малярем!"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Тарас Григорьевич Шевченко. Автопортрет Выдающийся украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне - Черкасской обл.) в семье крепостного крестьянина помещика П.В. Энгельгардта. Через два года родители Тараса переселились в село Кирилловку, где он провел детство. Мать Тараса умерла в 1823 году, а в 1825 году, когда Шевченко шел 12-й год, умер и его отец. С этого времени начинается тяжелая, кочевая жизнь беспризорного ребенка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних маляров. В школе дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приемами рисования.


Портрет Павла Энгельгардта, сделанный Т. Шевченко акварелью, 1833 год В 1828 году, он попал в прислугу помещика Энгельгардта в селе Вильшана, сначала поваренком, а затем в роли казачка. Через год Тарас служил в доме помещика в Вильно, а с его переездом в столицу в начале 1831 года - в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 году в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" В.Ширяеву.


В праздники юноша посещал Эрмитаж, срисовывал статуи в Летнем саду, где в 1836 году и познакомился с земляком - украинским художником И.М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В.Григоровичу, художникам Венецианову и К.Брюллову, поэту В.Жуковскому. Эти знакомства имели огромное значение в жизни Шевченко, особенно в деле освобождения его из неволи. В своей автобиографии Т. Шевченко писал: «Тогда, сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года". В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений: "Катерина".




Катерина год «… Есть на свете доля, А кто её знает? Есть на свете воля, Где ж она гуляет? Есть на люди на свете- В золоте сияют, Кажется, богаты, А доли не знают- Ни доли, ни воли! С бедой породнятся- Жупан надевают, А плакать стыдятся, Так берите ж злато, Богачами станьте, А горькие слезы Для меня оставьте. Затоплю недолю Горькими слезами Затопчу неволю Босыми ногами! Тогда я и весел, Богат и доволен, Когда моё сердце Забьется на воле!» (1938 г.)


В том же, 1838 году Тарас Шевченко поступил в Академию Художеств, где стал учеником и товарищем К.П. Брюллова. Уже за жанровые композиции 1840 года («Мальчик –нищий, дающий хлеб собаке» и «Цыганка- гадалка») Шевченко был удостоен серебренной медали второй степени. В годы учебы в Академии художеств он создал целый ряд своих известных произведений, среди которых «Автопортрет», «Катерина», «Крестьянская семья», многочисленные рисунки, а также автоиллюстриции и иллюстрации к произведениям Пушкина, Квитко- Основьяненко, Надеждина, Гоголя и Шекспира. Цыганка- ворожка, 1840 г.


Годы лучшие в жизни Шевченко. В этот период расцвело и его поэтическое дарование. В 1840 году в Петербурге был опубликован первый сборник стихов Шевченко под названием "Кобзарь", начавший новую эпоху в истории украинской литературы. В 1842 году вышли "Гайдамаки" - самая крупная его работа. Другие значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838), "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), "Наймичка" (1845), драма "Назар Стодоля" (1843). Политические поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845). В это время поэт знакомится и общается со многими видными деятелями культуры того времени, в том числе и нашим земляком актером М.С. Щепкиным.


Портрет М.С. Щепкина работы Т. Шевченко, 1857 г. Шевченко и Щепкин знали друг о друге задолго до личного знакомства, которое произошло, по видимому, в 1844 г. в Москве. Посвященное Щепкину стихотворение "Заворожи менi, волхве", написанное 13 декабря 1844, свидетельствует о том, что уже тогда между ними установилась сердечная близость. На протяжении многих лет дружба эта несла в себе глубокую идейную, творческую, человеческую близость гения поэзии и гения сцены. « Зачаруй меня, волшебник, Друг мой седоусый! Ты закрыл для мира сердце, Я ж еще боюся,- Страшно мне дотла разрушить Дом свой обгорелый, Без мечты остаться страшно С сердцем опустелым…»


Костел в Киеве год В мае 1843 года Шевченко выезжал на Украину, где провёл около года. Вернувшись в Петербург и окончив Петербургскую Академию художеств весной 1845 года он получив звание "неклассного (свободного) художника" вернулся на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. В это время он работал художником в Киевской археологической комиссии, много путешествовал по Украине, писал и рисовал.


В 1846 году Шевченко вошел в основанное в конце 1845 года преподавателями и студентами Киевского университета тайное Кирилло- Мефодиевское общество, состоявшее из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. В апреле 1847 года по доносу провокатора общество было раскрыто полицией. Его участники, были арестованы и понесли наказание, причем больше всего досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения. Он был сослан рядовым в Оренбургский край. Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать". Шевченко пишет Жуковскому письмо с просьбой о ходатайстве ему только одной милости - права рисовать. В этом смысле за Тараса хлопотали граф Гудович и граф А.Толстой, но помочь ему оказалось невозможным, запрещение рисовать не было снято до самого освобождения. Некоторое утешение дало ему участие в экспедиции по изучению Аральского моря в 1848 и 1849 годах. Благодаря гуманному отношению к ссыльному генерала В.А. Обручева () и в особенности лейтенанта Бутакова, Шевченко позволено было срисовывать виды Аральского побережья и местные народные типы. Он создал 350 акварельных пейзажей и портретов, запечатлел сцены жизни казахского народа, солдатского быта. Но эта снисходительность вскоре стала известна в Петербурге; по доносу одного из офицеров Обручев и Бутаков получили выговор, а Шевченко в 1850 году сослали в новую пустынную трущобу, Новопетровское укрепление на о. Мангышлаке, с повторением воспрещения рисовать.


Пожар в степи год


Автопортрет « Как чумаки, тащась в степях, Столбы минуют верстовые, Уходят годы прожитые. Мне что! На памятных листках Строчу- стихами наполняю За книжкой книжку. Разгоняю Кручину о глухой судьбе (Коль эти господа узнают). Да хоть на крест, будь их приказ, А без стихов я жить не в силах. Два года в книжечках строчил их Начну и в третий в добрый час.» 1849, Кос-Арал


В ссылке Шевченко пробыл 10 лет, с июня 1847 по август 1857 года. Его освобождение состоялось в 1857 году, по амнистии, благодаря настойчивым ходатайствам за него графа Ф.П. Толстого и его супруги графини А.И. Толстой. Возвращение Тараса Григорьевича из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Нижий Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858 года. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника", сошёлся с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Н.А. Некрасовым, М.Л. Михайловым, братьями Курочкиными, А.Н. Островским и др. В его сатире зазвучали еще более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Ссылка не сломила волю и революционные убеждения поэта. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках) отмечены ростом революционных настроений. В цикле стихотворений "Цари" (1848) звучит обвинительный приговор тиранам и призыв к расправе с ними. В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все), "Художник" (1856); все они проникнуты антикрепостническими настроениями и содержат много автобиографических подробностей.


Я, чтоб не сглазить, не хвораю, Но за собою замечаю- Неладно с сердцем у меня. Как бы голодное дитя, Чего-то ждет оно, рыдает, Не спи. Быть может ожидает Дурного? Доброго не жди- Напрасно воли поджидаем: Придавленная Николаем, Заснула. Чтобы разбудить Беднягу надо поскорее Всем миром закалить обух Да наточить топор острее И вот тогда уже будить. А то, пожалуй, так случиться- До страшного суда заспиться! Паны помогут крепко спать: Все будут храмы воздвигать И своего царя хмельного Да византийство прославлять, И не дождемся мы другого. 22 ноября 1858 г. Петербург.


Но тяжелые годы ссылки, привели к быстрому ослаблению здоровья и таланта. Попытки устроить семейный очаг не имели успеха, он до конца дней так и остался одиноким. Пробыв недолго в Петербурге Шевченко опять едет на родину. Тут у него возникла мысль купить себе усадьбу над Днепром. Было выбрано красивое место под Каневым, на Чернечьей горе. Шевченко усиленно хлопотал о приобретении, но поселиться тут ему не пришлось. Однажды он читал свои стихи в малознакомой пьяной компании, местный городничий немедленно подал рапорт на имя губернатора князя Долгорукова о том, что "академик Шевченко" агитировал народ против властей. Его опять арестовали, обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург под надзор III Отделения. Отвлекаемый многочисленными литературными и художественными знакомствами, Шевченко в последние годы мало писал и мало рисовал. Почти все свое время, свободное от званых обедов и вечеров, Шевченко отдавал гравированию, которым тогда сильно увлекся. В том же 1860 году он получил звание Академика по гравированию на меди. Начало 1861 года поэт встретил тяжелобольным. В своих письмах на Украину троюродному брату Варфоломею он писал, что дождется весны, приедет на Украину и там обязательно выздоровеет. Перед смертью как будто наступило облегчение, рано утром 10 марта 1861 года Тарас Шевченко встал с кровати, попросил, чтобы ему помогли одеться и сойти в мастерскую. Он стал спускаться по лестнице и упал. Слуга, закрепленный за академиком Императорской академии художеств, услышал его последнюю волю: "До Канева..." - и сердце поэта остановилось.


Как умру, похороните На Украйне милой, Посреди широкой степи Выройте могилу, Чтоб лежать мне на кургане, Над рекой могучей, Чтобы слышать, как бушует Старый Днепр под кручей. И когда с полей Украйны Кровь врагов постылых Понесет он… вот тогда я Встану из могилы- Подымусь я достигну Божьего порога, Помолюся… А покуда Я не знаю бога. Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите. И меня в семье великой В семье вольной, новой, Не забудьте – помяните Добрым, тихим словом. 1845г., Переяслав


Память Имя Тараса Шевченко носят: - Теплоход. - Национальный университет в Киеве (напротив центрального корпуса университета в парке, также носящем имя Тараса Шевченко, находится памятник поэту-кобзарю). - Бульвар в Киеве, являющийся одним из центральных проспектов столицы Украины. - Набережная в Москве. - Луганский педагогический университет. - Приднестровский государственный университет в Тирасполе. - Государственный академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко в Киеве. - Волынский областной украинский музыкально-драматический театр имени Т. Г. Шевченко. - В СССР имя было присвоено Днепропетровскому областному украинскому музыкально-драматическому театру. - Его именем названы улицы во многих городах Украины, России и других стран (например, в Тбилиси, Вильнюсе, Ашхабаде). - Его именем также названы площади в Киеве, Санкт-Петербурге, Лондоне и в Нью-Йорке. - С 1924 года казахский город Форт Александровский носит название Форт- Шевченко, а с 1964 по 1991 годы город Актау назывался «Шевченко». - Бульвар в Минске. В Минске же рядом с украинским посольством установлен ему памятник. - Парк в Одессе, проспект. - Станция Киевского метро.


Список используемой литературы и материалов 1. Шевченко Т. Собрание сочинений в пяти томах / Т. Шевченко, под. ред. А. Дейча, М. Рыльского, Н. Ушакова.- М.: Худож. лит., Шевченко Т. Собрание сочинений в четырех томах / Т. Шевченко.- М.: Изд- во «Правда», (Библиотека «Огонек») 3. Шевченко Т. Лирика. Пер. с укр./Т. Шевченко, предисловие, сост. и прим. А. Дейча.- М.: Худож. лит с. 4. Шевченко Т. Стихотворения. Пер. с укр./Т. Шевченко, сост., вступ. статья и комментаоии доктора филолог. наук Н.С. Надьярных. - М.: Дет. лит., с. 5. История Оренбуржья [Электронный ресурс].- Электрон. текст. дан.- Режим доступа: 6. Шевченко Тарас Григорьевич [Электронный ресурс].- Электрон. текст. дан.- Режим доступа: 7. Шевченко Тарас Григорьевич [Электронный ресурс].- Электрон. текст. дан.- Режим доступа: