Учебный проект:Мой профессиональный выбор. Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы .

Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:

1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные и материальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для общества и т.д.;

2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.

3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.

4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен .

Климов предлагает 8 факторов, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Наиболее важными внешними факторами являются влияния родителей, учителей, сверстников и других значимых для подростков людей, а также СМИ и другое.

Влияние в психологии понимается как процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, представлений, оценок и прочего в результате взаимодействия . Наиболее сильное влияние происходит в процессе взаимодействия родитель-ребенок.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Подробно и структурировано их рассмотрел Ф. Райс, американский психолог и социолог. Итак:

Один из вариантов - прямое наследование профессии (продолжение династии врачей, учителей, металлургов и т.д.);

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия. Воздействует также внутри семейная атмосфера. Влияние также важно при стимулировании мужских и женских интересов;

Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда, когда родитель и не стремится повлиять на выбор детей, это происходит, особенно если ребенок тесно идентифицирует себя с родителем;

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая или на продолжении или прекращении обучения, на определенном учебном заведении, специализации, факультете. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов и желания детей могут обречь их заниматься делом, к которому они совсем не приспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям оттого, что сами не знают, чего хотят. Некоторые подростки слишком зависимы от воли родителей и несвободны в проявлении собственной инициативы, в таких ситуациях самостоятельность, инициативность слабо выражены. Поэтому принимаемые такими детьми решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией родителей. Или же родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая таким образом для них возможности профессионального выбора.

Непрямое влияние родителей. Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию оп своему статусу относящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);

Оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Влияние более сильно, когда ценностные ориентации родителей и детей совпадают;

Подростки более склонные соглашаться с предложениями родителей, когда между родителями и детьми нет разногласий во взглядах на будущее образование и цели детей. Существуют исследования, показавшие, что если уровень образования и профессиональный статус родителей достаточно высоки, то это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии;

Общая обстановка и атмосфера в семье, что непосредственно сопряжено с демократичными отношениями между родителями и детьми, оказывает существенное влияние на цели и надежды молодых людей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебой детей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставят перед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии .

Также в исследованиях было выяснено, что по оценкам старшеклассников и их родителей функциональные возможности семьи значительно с большей вероятностью предсказывали направление развития будущей карьеры. Под функциональными возможностями понимается способность семьи достигать поставленных целей, которая измеряется такими понятиями как сплоченность, экспрессия, степень конфликтности, место в обществе, демократичность семейных правил и другими факторами, связанными с функционированием семейной системы. И те семьи, в которых преобладает демократический стиль взаимоотношений и которые способны разрешать возникающие конфликты, оказывают сильное влияние на профессиональные выборы своих детей.

Мнение родителей играет очень большую роль. Нередко - решающую. В действительности отношение родителей к труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, сквозящее в них вольно или невольно отношение к работе, с раннего детства "накапливаются" в сознании и подсознании детей и влияют на определение своего будущего уже выросшими детьми. Это влияние непосредственно связано с отношениями, существующими в семье между родителями и детьми. Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, ценностях, установках, мотивах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.

Выбор является малоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжении всей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор. "За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различных проблем" (Василюк Ф.Е.) . Этап выбора профессии, который необходимо сделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборе профиля, имеет важное значение в силу того, что он "как бы задает "мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).

Существует большое число исследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвящена типологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуаций профессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так или иначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимых качеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный, фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный. Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В. Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийся повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью; 2. при достаточной решительности и самостоятельности подростка имеются мало дифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям . Другие исследования проводятся под углом зрения индивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этих исследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешних факторов профессионального выбора.

Выбор профессии предполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенных целей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. В реальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов "за" и "против". Они выступают критериями выбора, это и нормы морали, нравственности, и любого рода установки .

Какова же готовность подростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуация складывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей, наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинстве случаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия в профессиональном самоопределении, решают за подростка его родители . То есть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно "отец - мать" в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 - 70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии .

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Родительское влияние, каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно, если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный тип детско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детей более рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы .

Большое значение в выборе профессии имеет также не только то, на что способен подросток в данное время и в будущем, какого его социальное окружение, но и как он ведет себя в узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора. Так же можно сказать, что с точки зрения общей успешности профессионального самоопределения большое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (что выбирает оптант), но и его динамическая сторона (как выбирает).

В этой связи в психологии рассматривается понятие профессиональных установок. Наиболее принятая психологами функция установки заключается в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта . Профессиональные установки, выступающие как свойства личности (И.М. Кондаков, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова, О.Б. Шептенко и др.), обеспечивают стабильность и самоорганизацию всей психологической системы, и могут проявляться в реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности. Для их проявления необходима реальная ситуация профессионального выбора.

Профессиональные установки выражают готовность индивида принимать профессионально важные решения. И связаны, с одной стороны, с объективными требованиями выбора, и, с другой стороны, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. "Возникая как активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека, установка соединяет эти элементы ситуации (смыслы, значение, ценность) с прошлым опытом человека в подобной ситуации. Или участвует в инициации мышления, если такого опыта нет или его недостаточно". Установку можно понимать, как готовность реализовать себя, свои возможности. Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то они обусловливают достаточно рациональное решение этих задач. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, может привести его к состоянию эмоциональной растерянности, породить чувство принуждения, вызвать желание отсрочить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки, могут быть самые разные. Выделяют такие типы профессиональных установок: с преобладанием нерешительности, послушности, целеустремленности, самостоятельности и т.д. (Седлак Ф., 1984).

Наиболее универсальным представляется такое понимание установки вообще, и профессиональной в частности: деятельность индивида всегда детерминирована установкой (которая в свою очередь детерминирована ситуацией) как состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в определенной ситуации (например, в ситуации профессионального выбора), по отношению к которой он "настроен", "установлен" действовать именно таким, а не каким-либо другим, образом .

В профессиональных установках, которые возникают при столкновении с задачами профессионального развития, аккумулирован весь опыт решения жизненных задач, и они в большой степени обусловливают характер принятия конкретного решения в ситуации профессионального выбора.

Итак, на профессиональный выбор подростка влияет множество внутренних и внешних факторов, которые необходимо учитывать в реальной ситуации выбора. А также большое значение имеет поведение, обусловленное профессиональными установками, которые не в меньшей степени влияют на принятие определенного решения.

Профильное обучение как этап профессионального выбора

Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать проблемы подросткового этапа - собственно возрастная специфика, право на автономию, проблемы взаимоотношений со сверстниками, оценок в школе, различных мероприятий, а с другой стороны перед ними встают задачи профессионального самоопределения . Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Но детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость "уплотнения" некоторых возрастных этапов. Попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста является профильное обучение .

"Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели". С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, выбором профессии и соответственно образовательного пути, свойственного юношескому возрасту.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении направления собственной профессиональной деятельности.

I этапШаг 1: Выявление проблемы
Определите проблемную область своего
творческого проекта
Шаг 2: Осознание проблемной области
Выявите подпроблемы своей проблемной области
Разработка
алгоритма выбора
профессии
Определение
дальнейшей
профессиональной
карьеры
Ознакомление с
существующими
профессиями и их
характеристиками
Выбор профессии
Проблемное
поле

Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Является ли данная потребность для вас
первостепенной? Дайте своему ответу подробное
обоснование
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее
формулировка
Сформулируйте основные задачи своего проекта

II этап

Шаг 5: Выявление основных параметров
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем
проекте?
Пример:
Выбираемая профессия должна соответствовать
индивидуальным личностными психофизиологическим
характеристикам;
Необходима доступность обучения;
Материальные затраты на получение специальности
должны соответствовать финансовым возможностям семьи;
Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
друзья
Средства
массовой
информации
родители
Источники
информации
Художественная
литература
Учителя
Школьный
психолог
Профцентры
Интернет

Шаг 7: Анализ деятельности
Возможности освоения
профессии
Соответствие
психофизиологических
качеств требованиям
профессии
Интересы и
наклонности личности
Оплата труда,
возможности
профессионального
роста
Факторы,
влияющие
на выбор
профессии
Личное желание
Медицинские
противопоказания
Традиции семьи
Потребность общества
в кадрах, рынок труда

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
С помощью различных методик определите свою сферу
профессиональной деятельности и ознакомьтесь с
описаниями профессий, относящихся к этой сфере.
Проанализируйте полученные данные и выберите ряд
специальностей, которые вас привлекают больше
всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной
деятельности
Выделите основные требования к своей будущей
профессиональной деятельности. Используя
методики, выявите свои интересы и склонности,
соотнесите их с записанными требованиями,
сделайте выводы

III этап

Шаг 10: Анализ и синтез идей
Оцените все варианты по критериям (шаг 5) по 5бальной шкале. Какая специальность набрала
наибольшее количество баллов? Является ли этот
вариант наилучшим?
Шаг 11: Изучение содержания будущей
профессиональной деятельности
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Используя тесты, определите свой тип темперамента,
характер и другие личностные характеристики

Шаг 13: Определение путей получения профессии
и выбор места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам
известны? Какой из них вас привлекает больше
всего? Проанализируйте каждый пункт этой
схемы и определите несколько учебных заведений,
где можно получить эту профессию. Выбрав
место обучения, рассмотрите варианты своих
дальнейших действий в случае неудачи при
поступлении в намеченное учебное заведение.

Потребительская
корзина в
выбираемом
регионе
Вид учебного
заведения
(государственное
или коммерческое)
престижность
Период
поступления
Условия обучения
Выбор
места
обучения
Предоставление
общежития
иногородним
Срок обучения
Расположение
учебного
заведения
Стоимость
обучения

Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.

Шаг 2. Осознание проблемной области

Шаг 3. Выявление конкретной потребности

Является ли потребность выбора
конкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.

Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Анализ конкретной профессии,
выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.

Шаг 5. Выявление основных параметров.

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять
индивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Правильный выбор основывается на сборе
информации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.

Шаг 7. Анализ деятельности

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте
свою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.

Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

1. На основании методики ОПГ
определить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.

10. Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.

1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сфере
профессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.

11. Шаг 10. Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных выше
профессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).

12. Выбор оптимального варианта профессии

Специальн
Востреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19

13. Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии

Составить
профессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).

14. Пример: Профессия учитель - ЧПФМ

1. Типы профессий(по предметам труда):
Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность

15. ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА

1. Хороший запас физических сил и общего состояния
здоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.

16. Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения

Потребительская
корзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития

17. Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

Составить индивидуальную программу
самосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.

18. Шаг14. Вывод

Проанализировать
выполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.

МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению

Практическая работа

Педагогика и дидактика

И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60197. Життя без насильства 42 KB
Мета ознайомити дітей з документами які захищають їх права; теоретично обґрунтувати сутність насильства зясувати основні причини насильства над дітьми в середовищі сімї та виявлення шляхів його подолання.
60198. ТЕХ ДНЕЙ НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ 69.5 KB
Оформление доски: Уж больше полвека остывши молчат батареи И мирную землю не рвет не терзает фугас Но кажется памяти нашей ни чуть не старея Умершие так же как прежде сегодня живут среди нас...
60200. Воспитательное мероприятие «Путешествие по городу Здоровейску» 43.5 KB
А вот и первый привал. 1 привал Санпост Называются имена аккуратных детей Отгадайте загадки. Прыжком марш 2 привал. костюм держит гантели 1234 Стану всех сильнее в мире Буду в цирке выступать Бегемота поднимать...
60202. Людина і природа: трагедія чи ідилія 51.5 KB
Зявляється Гамлет. Гамлет: Купатися чи не купатися мені Питання це тривожить мозок мій. Ліворуч у напівтемряві зявляється тінь батька Гамлета. Батько Гамлета: Гамлете синку мій Гамлет озирається: Хто тут Батько Гамлета: Це я твій тато що рано у могилу зліг.
60204. Правила поводження з вогнем 45.5 KB
Часу не гайте розведіть вогонь І не гасіть його Боже борони Хай дим пожежі всі довкіл побачать Бо ви герой а це велика вдача. Ви звичайно знаєте що таке вогонь. Де можна з ним зустрітися побачити Дуже давно люди не вміли добувати вогонь.
60205. ПОДОРОЖ ПО ЛІТЕРАТУРНОМУ МУЗЕЮ 1 MB
Мета: розширити й поглибити знання дітей про письменників Р.Кіплінга, А. де Сент-Екзюпері, Т.Шевченка; допомогти глибше осягнути їх життєвий і творчий шлях, багатогранну складну обдаровану особистість...

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №12
г. Новоалександровска»

«Мой профессиональный выбор»

творческий проект

Выполнила
Арбузова Светлана
учащаяся 9 класса

Руководитель
Казменко Наталья Васильевна

2015 год

  1. Выявление проблемы………………………………3
  2. Выявление основных параметров………...…4
  3. Определение интересов и склонностей......5
  4. Выявление индивидуальных характеристик………………………………………...6
  5. Требования к профессиональной деятельности…………………………………………..7
  6. Ошибки при выборе профессии……………...7
  7. Пути получения профессии…………………….8
  8. Заключение………………………………………..….9

1. Выявление проблемы

Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по-разному. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Конечно, трудно загадать на 30 лет вперёд, ведь за эти годы может многое измениться, и многих профессий, которые имели люди 30 лет назад, уже не существует, благодаря развитию техники. И всё-таки, чтобы не жалеть потом, надо попытаться разобраться в себе и узнать как можно больше о разных профессиях. Этот проект будет моей первой попыткой в этом направлении.

2. Выявление основных параметров

  1. Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
  2. Доступность получения необходимого образования
  3. Возможность трудоустройства
  4. Престиж профессии
  5. Материальные затраты на получение профессии должны совпадать с доходами семьи
  6. Высокая заработная плата
  7. Одобрение семьей данной профессии

3. Определение интересов и склонностей.

Мне нравятся многие профессии: дизайнера, архитектора, филолога, лингвиста. Но я остановила свой выбор на трех профессиях: врач, преподаватель биологии или психолог. Во всех этих профессиях, так или иначе, предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста. Они предполагают учёбу и дальнейшую работу в крупных городах, что потребует больших жертв и целеустремлённости. Хорошо, что у меня есть ещё два года в запасе, и принимать решение надо не завтра. Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека ими запросам рынка труда.

4. Выявление индивидуальных характеристик

Я обладаю склонностями в области Человек-человек. У меня нормальная самооценка и коммуникативные способности. По результатам теста я - холерик. По характеру - трудолюбивая, настойчивая, требовательная.

5. Требования к профессиональной деятельности

Профессия должна быть:

  • Интересной и разнообразной
  • Высокооплачиваемой
  • Полезной
  • Стимулирующей умственную деятельность

6. Ошибки при выборе профессии

  • Перенесение своего отношения к человеку на профессию
  • Увлечение внешней стороной профессии
  • Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств
  • Незнание медицинских противопоказаний
  • Незнание своих способностей

7. Пути получения профессий

  • Кубанский государственный медицинский университет
  • Кубанский государственный университет
  • Армавирская государственная педагогическая академия

8. Заключение

Сравнивая свои индивидуальные характеристики и требования к профессиональной деятельности, я пришла к выводу, что имею качества для овладения всеми тремя профессиями. А значит, на первый план выходят вопросы выбора учебного заведения и практические проблемы. В следующие два года при успешной учёбе и благоприятном материальном состоянии семьи, я смогу изменить свои профессиональные планы.