Кто такие рыцари средневековья. Рыцари - сообщение доклад про рыцарей средневековья

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высо-кое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть при-надлежала лучшим бойцам. Человек, имевший лошадь и твердую руку и знавший, как ими поль-зоваться, имел большие преимущества.

Пребывая в своих окруженных рвами замках с высокими стенами, более могущественные рыцари правили окружающими территориями, они не чтили никаких законов, кроме собственных, и ча-сто начинали войны против своих соседей. Ры-царь поступал по своему желанию, потому что не было никого достаточно сильного, кто бы мог ос-тановить его. Многие рыцари соблюдали некото-рые правила в своих владениях и защищали сво-их людей от бандитов. Но многие рыцари были сами не лучше бандитов.

Война рыцарей походила на игры, а их игры были как войны. Занятием, больше всего похо-дившим на сражение, был турнир. Со временем турниры становились подобием сражений, в кото-рых рыцарь сражался с затупленной пикой и ту-пым мечом. Цель турнира была той же, что и в сражении — захватить врага в плен и взять вы-куп.

Рыцари имели правила поведения, которые на-зывались «кодексом рыцарства». Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почет-ным гостем, даже если они были жестокими вра-гами. Рыцарь не мог нападать на другого без объ-явления войны.

Рыцари соблюдали этот кодекс в своем кругу, потому что это был вопрос обоюдного преимущества. Когда-нибудь любой рыцарь мог быть захва-чен в плен другим.

Но на рыцарей могли напасть без предупреж-дения, поэтому ни один рыцарь не покидал своего замка без своих тяжелых, неудобных доспехов.

Средневековые рыцари

Каково оно - понятие рыцари? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в средневековой Европе. Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился первый рыцарский титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - рыцари.

Любопытно, что для одних людей эпохи Средневековья рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди этих воинов действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в средние века. Такое высокое социальное положение объясняется тем, что в руках верховных правителей было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах - это всадник. Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.

Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство, как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех.

Вступление в звание рыцаря давалось нелегко и совершалось с особой церемонией, весьма торжественной. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось он приобретал себе славу на всю жизнь.

Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.

Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, в силе, богатстве и почестях. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше.

Рыцарские традиции складывались веками. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось. Но с течением времени многие рыцари забыли данную ими при посвящении клятву. Проживая в своих неприступных замках, они нападали на мирных жителей, грабили, убивали, жгли дома, занимались разбоем на дорогах. В XV столетии рыцарство теряет значение основной военной силы. Противостоять огнестрельному оружию, закованному в железо коннику, вооруженному холодным оружием, было весьма не просто. Новые условия ведения войн привели к исчезновению рыцарства с исторической арены. Но влияние рыцарской эпохи нашло отражение в кодексе офицерской чести последующих времен.

В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя. Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высокое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть принадлежала лучшим бойцам.

Поскольку на рыцаря могли напасть в любом месте и в любое время, и не предупредив об этом заранее, никто из них не покидал своих замков, не облачившись предварительно в тяжелые и неудобные доспехи, которые тем не менее надежно защищали воина. Вот теперь вы знаете если не все о рыцарях, то очень многое, и легко ответите на вопрос кто такие рыцари.

Источники: murzim.ru, fb.ru, www.genon.ru, karnegi.blogspot.ru, pochemy.net

Боги страха и ужаса побеждаются только верой

Присущее всему живущему на земле, бессознательное рефлекторное чувство, страх, или парализует человека, или вызывает бурные активное...

Бразилия - сторона многосерийных сериалов

Бразилия вызывает ассоциации с многосерийными сериалами и красочными карнавалами. Действительно, среди главных героев кино сериалов hd качества прежде...

December 20th, 2016

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы