Два интерьера с креслами Utrecht, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina. В каком интерьере эти кресла смотрятся лучше? Деконструктивизм Захи Хадид: что мы знали об архитекторе Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае, Китай

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальные работы самой известной женщины-архитектора.

Заха Хадид - выдающийся архитектор современности. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов).

Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой.

В память о величайшем архитекторе сайт собрал для вас ее лучшие проекты.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Музей транспорта Риверсайд в Глазго уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет. Но оно того стоило.

Футбольный стадион 2022, Катар

Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 кв. м. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города.

Жилой дом в Манхэттене, США

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.

Политехнический университет в Гонконге, Китай

Новый университет призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.

40-этажный отель в Макао, Китай

Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году, открытие запланировано на начало 2017 года.

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.

Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

21-этажное здание высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015


Вчера, 31 марта 2016 года, от сердечного приступа скончалась Заха Хадид, ирако-британский архитектор и дизайнер, которая стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Ее работа не только поражает своей изящностью и новаторством, она вдохновляет тысячи других творческих людей - и именно в этом, возможно, и состоит самый весомый вклад Заха Хадид. В ее руках была возможность изменить мир - и она не упустила эту возможность.


Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше! Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан



Это здание представляет собой культурный центр, построенный в столице Азейрбайджана на проспекте Гейдара Алиева. Внутри просторного помещения находятся конгресс-центр, несколько выставочных залов, постоянный музей и офисы. Сейчас это изящное здание, похожее на белую волну, считается одним из символов современного Баку. В 2014 году Центр был признан зданием с лучшим дизайном года.




Горный музей Месснер Коронес, гора Кронплац на севере Италии





Музей расположен на высоте 2 км над уровнем моря и занимает один квадратный километр. Дизайн Хадид предлагает захватывающий вид на окрестности прямо из музея.

21-этажное офисное здание Опус в Дубаи



представляет собой огромный куб, парящий в воздухе. Особое внимание в дизайне уделялось свету - в дневное и ночное время здание выглядит совершенно по-разному.

Штаб-квартира компании Bee’ah в ОАЭ







Компания Bee’ah специализируется на переработке мусора по эко-стандартам. Их новая штаб-квартира будет расположена в ОАЭ недалеко от уже функционирующего центра переработки мусора, который, собственно, будет полностью обеспечивать штаб-квартиру энергией. Здание выглядит в виде песчаных дюн, расположенных внутри оазиса. Водоемы позволяет охлаждать здание в жаркие месяцы, а светлый материал фасада позволит снизить нагрев здания в жаркой пустыне.

Институт Слейк Рит в Камбодже



Стадион к Кубку Мира 2022 в Катаре



Заха Хадид — гранд-дама современной архитектуры. Она не сразу добилась признания и достойного места в этой почти исключительно мужской профессии, но поразила мягкостью линий, новым подходом к организации пространства… каким-то особым женским взглядом на футуристическую архитектуру. Она твердо стоит на земле и при всей фантастичности решений отличается продуманным практическим подходом.

Для футбольного стадиона в Катаре (строительство запланировано на 2022 год), где бетон лишь будет набирать прочность со временем, она предлагает одно решение, а для музея транспорта Риверсайд в Глазго, где все же бывает и достаточно холодно — совершенно иное. Там ломанные линии фасада, тем не менее, выверены с учетом снеговой нагрузки.

Бизнес-центр Dominion Tower в Москве изначально вписывается в окружающую индустриальную «серую застройку», тщательно сверяясь с «птичкой» и существующими сооружениями, поскольку для архитектурной гранд-дамы важно главное: чтобы архитектура не только удовлетворяла требованиям заказчиков и, подчас, их нездоровым амбициям, но и делала жизнь людей чуточку лучше. А уж когда это возможно, то и похожей на сказку.

У нас, конечно, больше принято тешить амбиции, забывая об окружающих людях… Но на то и существуют такие по-настоящему выдающиеся личности, как Заха Хадид.

Заху Хадид (араб. زها حديد‎ ; англ. Zaha Mohammad Hadid) считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира, именуя «современным Гауди». Ее считают настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.

Дама Заха Мохаммад Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде (Ирак). Ирак в то формально он уже двадцать лет как освободился от господства Великобритании, однако страна по-прежнему находилась под сильным влиянием западной культуры. В Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Будучи успешным предпринимателем, он смог дать своим детям все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности.

Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. Скорее всего это решение зрело в ней постепенно. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Впрочем, в столь юном возрасте она еще не определилась с выбором будущей профессии и хотела стать певицей, модельером или даже космонавтом. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне. С тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.

Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на сорок лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете.

С 1972 по 1977 год она училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро ОМА своего учителя, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса, в 1980 году Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Уроженка Багдада Заха Хадид стала самой известной женщиной в архитектурной среде Европы и всего мира.

Она изменила представление о линиях и организации пространства, и хотя успех пришел к ней довольно поздно, Заха сумела покорить оппонентов и привнести в архитектуру новые веяния.

Центр водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005 — 2011)

Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных небоскрёбов вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно.

Заха Хадид стала одной из самых ярких фигур в современной архитектуре. Дамой-Командор ордена Британской империи она стала в 2012 году. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа. Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.

Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заказов мало. Клиентов пугает ее необычный подход и своенравный характер, однако Заха не устает повторять, что архитектура - это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. Она упорно продолжает прокладывать свой собственный путь, чего бы ей это ни стоило. В 1983-ем году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в «бумажного архитектора». Ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может. Фирма занимается мелкими заказами, а о Захе говорят, что ее проекты в принципе невозможно воплотить в жизнь.

Начиная с раннего, почти подросткового возраста, Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (1966), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера (1994) и клуба на вершине горы в Гонконге (1983). Проектирует здания оперы в Кардиффе (1994), Центров современного искусства в Огайо (1988) и Риме (1999)… Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в 1983 в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом - из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Ситуация неожиданным образом изменилась, когда в 1997-ом по проекту Фрэнка Гери был построен знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао. Набрав силы, деконструктивизм вошел в моду. На Заху снова обратили внимание, и она получила заказ на строительство Центра современного искусства в Цинциннати, который сам по себе превращается в произведение искусства, а спустя два года по ее проекту начинается строительство лыжного трамплина в Инсбруке.

Заха на практике доказывает, что ее фантастические идеи можно сделать реальными. Постепенно она становится востребованным архитектором. Ее политика творческого самовыражения, превалирующего над принципами эргономики и функциональности, но не подавляющего их, начинает приносить свои первые плоды.

Она приступает к строительству научного центра Phaeno и центрального здания завода BMW (оба в Германии), ее проекты побеждают в конкурсах и не сходят со страниц архитектурных журналов. Заха продолжает преподавать и ездит с лекциями по всему миру, неизменно собирая полные аудитории.

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как (в 1997 году) было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид становятся по настоящему востребованными.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия (1990 — 1994)

Продолжавшаяся целое десятилетие черная полоса заканчивается в 1990-ом году, когда Заха получает заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta.

Это необычное здание, похожее на бомбардировщик, стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере сформировавшегося в конце 80-х течения деконструктивизма.

Станция представляет собой остроугольную бетонную конструкцию, которая будто вырастает из-под земли. Все строение символизирует собой динамику, с которой приходится трудиться пожарным.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1993), становится одной из первых ее осуществлённых разработок.

Но пожарная часть и эпизодические работы в коллективных проектах — это очень мало для полноценной карьеры в архитектуре.

Вскоре Заха выигрывает конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф (Великобритания), однако под давлением недовольной общественности заказчик аннулирует результаты конкурса и назначает новый, в котором Заха снова одерживает победу, обойдя в общей сложности 268 конкурентов.

Тогда заказчик вообще отказался от проекта, и долгожданный триумф обернулся для Захи катастрофой. Ее карьера достигла низшей точки. Работы практически не было, но Заха не сдавалась. Она решила идти до конца. Постепенно к Захе Хадид приходит признание.

Центр современного искусства Цинциннати, США (1997 — 2003)

В 1997 г. ей предложили первый реальный заказ — проект Центра современного искусства Розенталя. Это здание в Цинциннати было построено в 1997-2003 гг. Именно за проект Центра современного искусства госпожа Хадид удостоилась Притцкеровской премии, и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду.

В облике здания прослеживается характерная для г-жи Хадид манера «рубить» пространство, создавая многоярусные и остроугольные объемы. Фасад первого этажа полностью остеклен; благодаря этому бетонный пол превращается как бы в продолжение тротуара. Массивные блоки верхних этажей, облицованные бетоном и металлом, будто подвешены в воздухе.

Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью - усиления внутреннего движения и деформации - Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях - таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха - автор нескольких экспериментальных коллекций мебели. В 1990 г. она оформила интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро (Япония), а в 1992 г. — выставку «Великая утопия» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1999 г. ей доверили оформление Зоны разума под Куполом Миллениума в Лондоне.

Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна - светильник Chandelier Vortexx, и кресло Cristal, выполненные для Sawaya & Moroni (Sawaya and MoroniВ), а также дизайн мебели и столового серебра, выполненные для той же фирмы. Дизайн 2005 году её избрали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami.

Светильник дизайна Заха Хадид для Sawaya & Moroni

Сумка от Заха Хадид для Louis Vuitton



Жидкий стол

Диван от Заха Хадид для B&B

Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров. Кроме знаменитого светильника ее дизайна для Sawaya & Moroni, она разрабатывает дизайн туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa (2008), выполняет проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия). В 1999-2000 гг. именно ей принадлежит дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys.

Дизайн выручает в отсутствии крупных значимых проектов. Только в 2001 г. Заха проектирует вокзал Hoenheim-North и автостоянку в Страсбурге (Франция), а в 2002 г. - трамплин Bergisel в Инсбруке (Австрия).

В мае 2004-го года происходит событие, которое многие ждали, но в возможность которого мало кто верил. Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Прицкеровскую премию - самую престижную в мире архитектуры. С этого момента жизнь ее меняется в лучшую сторону. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке.

Отныне сама Заха определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Меняется и ее стиль. Заха отходит от «классического» деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Заха Хадид превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века.

Центральное здание завода BMW Лейпциг, Германия (2001 — 2005)

В 2005-м центральное здание BMW признается лучшей постройкой года на территории Германии по версии Федеральной палаты архитекторов. Заха в буквальном смысле перевернула представления об организации рабочего пространства. В предложенном ею проекте конвейер с проходящими по нему автомобилями находился над помещениями для администрации, а не наоборот, как это было до сих пор.

В том же году Заха была избрана лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Интерес к дизайну появился у Захи в детстве. В одном интервью она рассказывает, как родители купили для ее комнаты асимметричное зеркало в стиле модерн. На Заху оно произвело столь сильное впечатление, что она немедленно переделала всю свою комнату, а потом и комнаты своей кузины и тети, вспомнив, как в конце 80-х она создала удивительный интерьер для ресторана в Саппоро.

Позднее она с удовольствием занималась дизайном мебели и интерьеров, создавала театральные декорации и сценические пространства.

В 2005-ом она разработала дизайн для Отеля Пуэрто Америка, каждый из двенадцати этажей которого был решен одним архитектором. Кроме Захи в проекте участвовали Норман Фостер, Рон Арод, Жак Нувель, Катрин Финдлэй и другие. Отель получил множество наград и стал одной из достопримечательностей Мадрида.

В 2006-ом прошла персональная выставка в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид. Значительная часть представленных на ней проектов существовали уже не только на бумаге, но и реально строились по всему миру.

Музей естественных наук Phaeno, Вольфсбург, Германия (2000 — 2005)

Музей естественных наук Phaeno в Вольфсбурге вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис Ван дер Роэ и Стирлинга. Заха называет этот проект в числе своих самых любимых: «Phaeno - это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства».

Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации, да и саму Заху иногда называют «инопланетянкой» и даже «колдуньей». Люди, которые встречались с ней лично говорят, что фотографии совершенно не передают ее демоническую красоту и духовную силу.

У нее, как и у всех талантливых людей, много врагов, но даже самые непримиримые ее противники признают, что многие работы Захи поистине великолепны. Тридцать лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился сказать такое про женщину-архитектора, но Заха коренным образом изменила ситуацию.

В 2010-ом году Прицкеровскую премию снова получила женщина - японка Кадзуо Седзима. Сегодня это уже никого не удивляет и не вызывает такого ажиотажа, как в случае с Захой, потому что она была первопроходцем.

Заха неоднократно бывала в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии. В том же 2004 году Хадид выступила с программной лекцией в Московском центральный доме архитектора (ЦДА). Годом позже (в 2005) в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова. Еще в начале своей головокружительной карьеры Заха ставила перед собой задачу продолжить незаконченный проект модернизма в экспериментальном духе раннего авангарда.

Тектоник Малевича

В русских авангардистах ее привлекал дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. Еще в период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством великого русского художника Казимира Малевича. Много лет спустя она скажет, что мечтает повесить «Черный квадрат» у себя в гостиной. Дипломная работа Захи так и называлась «Тектоник Малевича» и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Ей не нравится, что современные студенты почти не умеют рисовать, предпочитая пользоваться компьютером. Заху научила азам живописи ее мать, и для каждого своего проекта она делает по нескольку сотен набросков, из которых потом рождается новый архитектурный шедевр.

От фрагментарной архитектуры своих ранних проектов, создававшихся под влиянием творчества Малевича и Кандинского, она постепенно перешла к сложным текучим формам, в которых все сильнее проявляется органическое начало. Архитектура снова стала искусством, рождающим новые удивительные миры. Освобождаясь от гнета привычных форм, человек учится прокладывать свои собственные маршруты в пространстве и учится думать вовне, а не внутрь себя. Для Захи творчество - это способ осмысления и формирования мира.

В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу. Будущее наступает уже сегодня, и его облик будут определять такие талантливые и деятельные люди как Заха Хадид.


Катер Z-Boat


Обувь от Заха Хадид для Lacoste

Обувь от Заха Хадид для Melissa

Культурный центр, Абу-Даби, ОАЭ (2007 — ?)

Заха строит не только в Европе, Азии и США. Ее архитектурные проекты востребованы и на Ближнем Востоке. Среди ее работ для этого непростого региона следует отметить Культурный центр и Мост Шейха Саида в Абу-Даби, Музей современного искусства в Бахрейне, «танцующие башни» в Дубаи и офисные здания в Египте. В силу сложившихся обстоятельств Заха не может пока вернуться на родину, однако она признается, что с удовольствием построила что-нибудь в Багдаде.

«Я думаю, что в первую очередь надо восстанавливать даже не город и его инфраструктуру, хотя и это тоже необходимо, а гражданское общество. - говорит она в интервью журналу «Итоги», - То, что продолжалось в течение пятнадцати лет, просто полностью его разрушило, я знаю истории про то, как люди были вынуждены продавать своих детей, чтобы купить еду. Следует, конечно, воспользоваться опытом архитекторов, чтобы обдумать и понять, что делать с разрушенными городами. Багдад был потрясающим городом, как и Бейрут когда-то…»

Впрочем, ситуация может измениться. Недавно стало известно, что иракское правительство предложило Захе проектировать новое здание для Центрального банка Ирака. Если обстоятельства сложатся удачно, этот проект станет первым для ее родной страны.

В мае 2010-го в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века. Строительство обошлось в 150 миллионов евро и на тот момент являлось самым крупным зданием из всех спроектированных Захой. В том же году этот музей получил приз Стирлинга (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF).

Кроме выставочных залов, Музей оснащен конференц-залом, библиотекой, мастерскими и помещениями для мероприятий. Два подразделения – живописи и архитектуры – собирают, изучают и популяризируют современное искусство.

Римляне прозвали здание «макарониной». Спиралевидная бетонная конструкция площадью в 27 тыс.кв.м обошлась властям в 150 млн евро. Основой для здания послужил комплекс казарм Монтелло: в классическом фасаде казарм располагается главный вход в музей.

Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия (1998 — 2009)

2010 год вообще стал одним из самых удачных для Захи Хадид. Ее фирма обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. В 2011-ом планируется открытие Оперного театра в Гуаньчжоу, а к летним Олимпийским играм 2012-го года в Лондоне будет закончено строительство спорткомплекса для водных видов спорта. Времена, когда ее здания не хотели строить в Соединенном Королевстве, давно прошли. Заха проиграла битву при Кардиффе, но выиграла войну в столице своей второй родины - Великобритании.

Она много и успешно работает, в том числе и в России, где занимается несколькими проектами, включая частный дом в Барвихе, жилой комплекс «Живописная тауэр» и офисное здание. В 2005 году компания «Капитал Груп» заявила о своём сотрудничестве с Хадид в процессе проектирования жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в Подмосковье, в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк по проекту Захи Хадид, заказчиком которого выступил российский бизнесмен Владислав Доронин. Дом под названием Capital Hill Residence выполнен в виде космического корабля построили в посёлке Барвиха.

Частный особняк в Барвихе, Россия

Особняк выполнен в экостиле - смеси современных технологий с природными формами и расположен в отдалении от соседних строений посреди соснового бора. Его площадь - 2 650 квадратных метров. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.

Интересно, что спальни хозяев будут располагаться на вершине 22-метровой башни, как и детские комнаты. Башня, будто корма корабля, возвышается над домом, из которого открывается чудный вид на сосновый бор.

В 2015 году в Москве, в районе Дубровки, планируется открытие бизнес-центра Dominion Tower, построенного по проекту «Zaha Hadid Architects» в неизменной архитектурной манере Захи - в авангардном стиле (основное строительство было завершено в 2014 году).

Бизнес-центр Dominion Tower

Сама Заха говорит о своем творчестве так:

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат… Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Когда вы оказываетесь в дикой природе, у вас нет определенного маршрута, и вы обнаруживаете места и вещи, которые не стремились обнаружить. Иногда вы чувствуете себя потерянным, но это лишь акцентирует внимание на том, что есть и другие пути. Многих людей не устраивает такой подход, потому что вообще люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном. Мне, напротив, больше всего нравится менять свои мнения. Это как раз та причина, по которой люди путешествуют, смотрят мир, экспериментируют. И меня очень удивляет, насколько люди привержены какому-то одном способу существования. Это надо менять, и причем менять постоянно».

А теперь посмотрим на наиболее известные проекты и сооружения Дамы Захи Хадид. То есть все ее лучшие проекты, которые уже воплощены в жизнь, и те, что в скором времени станут реальностью.


Оперный театр Гуаньчжоу, Китай (2003 — 2010)

Guangzhou Opera House – считается одним из крупнейших театров в Китае и практически ничем не уступает Пекинскому Национальному театру и Шанхайскому Большому театру. Это крупнейший центр исполнительского искусства на юге Китая.

Театр в Гуанчжоу эксплуатируется уже 4 года. Строили его пять лет, затратив на возведение более 200 миллионов долларов. Говорят, что архитектор признавалась, что вдохновили ее на работу необыкновенные образы взятые из области топографии и геологии. Не случайно конструкция имеет изломанные линии, которые отчасти напоминают речные долины, узкие ущелья, неприступные каньоны.

Главный зал театра способен вместить 1800 человек. В Guangzhou Opera House имеется и малый зал на 400 человек. Театр с многофункциональным залом занимает территорию 70 000 m2 и построен из бетона, стекла и стали. Структура архитектуры здания разбита на треугольники. Заха Хадид создавала проект совместно с Патриком Шумахером (Patrik Schumacher).


«Живые камни» (Pierresvives) в Монпелье, Франция. Центр знаний и спорта для всех

В здании, получившем имя «Живые камни», располагаются архив, библиотека и управление спорта департамента Эро, в котором находится Монпелье. Хадид планировала создать некое дерево, чьи ветви развиваются в горизонтальном направлении. Соответственно разместились и учреждения: архив, требующий минимального количества окон, — на первом этаже; библиотека – на втором; а наверху расположились офисы спортивных чиновников. Общим является длинный вестибюль с выставочным пространством.

Острые углы на этот раз смягчены и округлены; бетон и стекло будто струятся по фасадам. Формы здания повторяются и в очертаниях парковки.


«Плиссированный» Музей искусств Элая и Эдит Броуд. Лансинг, США

Музей расположен на окраине кампуса Мичиганского университета. Проектируя здание, Заха Хадид вдохновлялась центральной частью кампуса, выстроенной в манере кирпичной неоготики, а также линиями проходящих мимо магистралей. В результате получилась вытянутая постройка, облицованная нержавеющей сталью. Металл собран в глубокие «складки». Поскольку многие хотят дотронуться до необычного здания, сталь обработали специальными составами против излишнего блеска и отпечатков пальцев.

Музей занимает площадь в 4273 кв.м. Экспозиции размещены на обоих наземных и подземном этажах; нашлось также место для магазина, кафе и образовательного крыла.

Комплекс Galaxy Soho в Пекине, Китай
Торгово-развлекательный центр Galaxy Soho открылся совсем недавно. Его площадь – 332857 кв.м, высота – 67 м. Четыре корпуса яйцевидной формы соединены между собой многочисленными «подвесными мостками», все вместе напоминает кадр из научно-фантастического фильма. Кажется, по мнению госпожи Хадид, будущее уже наступило!

Три надземных этажа и один подземный предназначены для торговли; в 12 верхних этажах расположились офисы. Под крышами находятся бары и рестораны с панорамным видом на город. В двухъярусной подземной парковке можно разместить 1275 машин. Основа здания – стандартная бетонная несущая конструкция с пролетом 8,4 м. Высота нижних этажей –5,4 м, в офисной части –3,5 м.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

В Азербайджане недавно был построен культурный центр, спроектированный Захой Хадид. Здесь разместились музей, библиотека, конференц-холл, зал для торжественных мероприятий. По очертаниям здание напоминает волны или складки, сформированные из бетона; в складках прячутся многочисленные окна. По замыслу Хадид, такое количество остекленных поверхностей как внутри, так и на фасадах, позволит сэкономить на освещении.



Возведённый в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Настоящей изюминкой здания является концертный зал округлой формы, рассчитанный на 2000 мест. Зал полностью выполнен из дерева, этот материал позволяет достичь идеальной акустики.

Мост шейха Зайда в Абу-Даби, ОАЭ

Четвертый мост, соединивший островной эмират Абу-Даби с материком, спроектировала архитектурная студия Захи Хадид. Ажурное сооружение длиной 842 м считается одним из самых затейливых мостов в мире. Здесь организовано многополосное движение, есть пешеходная дорожка и аварийная полоса. Несимметричные арки моста напоминают песчаные барханы в пустыне. Конструкция легко выдерживает порывы ветра до160 км/ч. Мост был открыт через 8 лет после начала его строительства, в 2010 году.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго



Музей транспорта Риверсайд в Глазго - уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло семь лет. Но оно того стоило. Футбольный стадион 2022, Катар


Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 квадратных метров. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия




Проекты выдающегося архитектора современности Захи Хадид вызывают у людей самый широкий спектр эмоций, но равнодушным они не оставляют никого. Через гармонию и пластику органических форм, в своих работах она будто бы заглядывала в фантастическое будущее человечества, материализуя его уже сейчас. Мы расскажем про 15 самых невероятных проектов Захи Хадид, каждый из которых можно смело назвать шедевром современной архитектуры.

В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, выигравшей Притцкеровскую архитектурную премию. На счету ее архитектурного бюро Zaha Hadid Architects уже более 950 успешных проектов, реализованных в 44 странах. Сегодня имя Хадид уже само по себе стало безоговорочно почитаемым в мире архитектуры брендом.




По своей форме спортивный объект, расположенный в столице Великобритании и построенный специально для Олимпийских Игр, не является самым сложным проектом Хадид, но по своей популярности он даст фору многим. Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге назвал Центр водных видов спорта «подлинным шедевром». Согласно задумке автора, формы этого здания имитируют движение воды, а плавная геометрия в совокупности с криволинейными поверхностями выделяют его на фоне других городских объектов.

2. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан





Планируется, что новый культурный центр Гейдара Алиева сыграет одну из ключевых ролей в увеличении значимости и туристической привлекательности города Баку. Его усовершенствованная форма и передовые технологии дизайна способны добавить старому городу современной атмосферы и свежести. В структуре здания используется максимально возможное количество стекла, что, учитывая своеобразный местный климат, способствует достаточной естественной вентиляции всех помещений.

3. Центр искусств в Абу-Даби, ОАЭ




Согласно проекту Захи Хадид, здание Центра искусств будет располагаться на острове Саадият в Абу-Даби. По своей художественной составляющей это здание высотой в 10-этажный дом - настоящее произведение искусства. Оно будет вмещать шесть театров (в том числе один - оперный), мюзик-холл и концертный зал. Бионическая по своей природе структура будущего Центра искусств довольно динамична. Внешне он напоминает ветвь, протянувшуюся к морю и состоящую из сложной и запутанной системы путей.

4. Музей современных искусств MAXXI в Риме, Италия





Одна из самых неоднозначных работ Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры отходит от идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.

5. Здание центрального офиса BMW в Лейпциге, Германия





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры RIBA. Этот комплекс отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения.

6. Частная резиденция Capital Hill в Барвихе, Россия





Подмосковный особняк спроектирован специально для российского миллиардера Владислава Доронина и его скандальной невесты, супер-модели Наоми Кэмпбелл. Главной фишкой этого дома является 22-метровая башня, имеющая форму перископа. Это практически полностью остекленное здание с невероятными видами на русскую природу является, пожалуй, самым футуристичным проектом именитого архитектора.

7. Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае, Китай






Четыре башни обтекаемой формы, соединенные между собой озелененными небесными мостами, образуют супер-современный торгово-офисный комплекс Sky SOHO. Огромные по площади рекреационные пространства, невероятные виды на город и взаимосвязь между различными переходами делают Gky SOHO еще одним выдающимся проектом Захи Хадид.

8. Лыжный трамплин в Инсбруке, Австрия



Горы Бергисель в Инсбруке не похожи на то место, где можно встретить один из шедевров Захи Хадид, однако именно здесь в рамках реконструкции проекта Олимпийской Арены она спроектировала лыжный трамплин. Этот объект оснащен двумя лифтами, на его крыше располагается площадка для отдыха с кафе и террасой, откуда открывается потрясающий вид на горы.

9. Новый национальный стадион в Токио, Япония





Лондонский центр водных видов спорта - далеко не единственный спортивный объект, спроектированный Захой Хадид. В 2018 году к началу Кубка мира по регби планируется официальное открытие ее нового шедевра - Национального стадиона Японии, рассчитанного на 80 тысяч мест. Перетекающие друг в друга кривые, изысканная крыша - здесь все будет выполнено в фирменном стиле Хадид. Стадион также будет включать в себя музей, демонстрирующий спортивную историю и традиции страны. После открытия этот объект станет одним из главных символов современной Японии.

10. Научный центр Phaeno в Вольфсбурге, Германия






Открывшийся в 2005 году научный центр Phaeno в Вольфсбурге позволяет заглянуть в будущее архитектуры и дизайна. Это здание получило немало положительных отзывов от критиков со всего мира, поражая их своим влиянием на современную архитектуру, и укрепило место Захи Хадид на пьедестале современной архитектуры. Объект, внутри которого можно встретить искусственные холмы, долины и кратеры, был включен в список «7 современных чудес света».

11. Многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, ОАЭ





Название комплекса Signature Towers (с англ. уникальные, значимые башни) говорит само за себя. У каждого крупного города есть свой собственный, узнаваемый пейзаж. Столица ОАЭ - не исключение. Целью возведения многофункционального комплекса является формирование нового городского облика. В трех башнях комплекса будут находиться многочисленные офисы, гостиницы и апартаменты. Это здание, как и многие постройки Захи Хадид, отличает революционность форм и невероятный, ни с чем не сравнимый силуэт.

12. Культурный центр в Вильнюсе, Литва





Если большинство проектов Захи Хадид выделяются своими кривыми линиями, то культурный центр, расположенный в столице Литвы, поднимает философию искусства проектирования на новый уровень. Это футуристическое здание будто парит в воздухе благодаря своей консольной конструкции. При этом создается ощущение абсолютной легкости и подвижности. Фасад культурного центра по большей части остеклен, что вполне соответствует стилю автора, а его криволинейная и плавная структура ярко выделяется на фоне более статичного и прямоугольного городского пейзажа.

13. Здание гражданского суда в Мадриде, Испания





За счет упругой структуры здания, сдвинутого по вертикальной оси, создается впечатление, что оно парит над землей. Его фасад состоит из подвижных металлических панелей, которые представляют собой двойную оболочку с саморегулируемой системой вентиляции - панели способны открываться и закрываться в зависимости от погодных условий. На крыше комплекса находится большое количество солнечных батарей. Центральное внутренне пространство образуется с помощью полукруглого застекленного атриума, сквозь который в залы судебных заседаний на первом этаже попадает естественное освещение. Революционная форма здания призвана существенным образом изменить образ Мадрида.

14. Дом на площади Хокстон в Лондоне, Великобритания



Дом, напоминающий по своей форме призму, расположен в Лондоне. Он является примером того, как, имея богатое воображение, можно создать что-то уникальное из простых геометрических фигур. Главной целью архитектора было создание системы регулируемого освещения. В состав дома входят офисы, двухуровневая галерея и восемь квартир. Из окон большинства помещений открываются захватывающие виды столичного мегаполиса.

15. Центр лечения раковых заболеваний имени Мэгги Кэсвик в Файфе, Великобритания






Основанный и названный в честь покойной Мэгги Кэсвик Центр лечения раковых заболеваний ежедневно помогает сотням людей бороться со страшным заболеванием. Главной задачей Захи Хадид как архитектора было формирование красивого и спокойного образа здания, расположенного в уединенном месте. Это здание выделяется своим необычным дизайном, который создает безмятежную атмосферу для пациентов, больных раком. Большой навес крыши визуально расширяет здание, а также создает живописную тень на стеклянном фасаде. Помещения Центра делятся на общие, где больные могут пообщаться друг с другом или встретиться с гостями, и индивидуальные, где они могут побыть в одиночестве.

Заха Хадид не перестает удивлять своих поклонников всё новыми новыми шедеврами, среди которых и .