Журналист Александр Проханов: биография, личная жизнь, семья. О нашей миссии

Взято у Сергея Фомина
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/78708.html#comments

В ПЛАМЕНИ «ПОЖАРА» (часть 5)

«Купание красного кобла» (продолжение)

«Черного кобеля не отмоешь добела».
Русская поговорка

В одном из прошлых постов мы попытались разобраться в скрытых смыслах стиля А.А. Проханова, пообещав сопрячь его с некоторыми особенностями биографии писателя.
Предками Александра Андреевича, по его собственным словам, были молокане, бежавшие из Тамбовской губернии в Закавказье.
Секта эта в Российской Империи считалась «особенно вредной», строго преследовалась вплоть до либеральных указов Императора Александра I. Было это неспроста: молокане «отвергали православный культ», чтили субботу. По заметному сближению с иудаизмом их даже называли «субботниками», «жидовствующими», «новыми жидами». Подробно прочитать о них можно в любой еврейской энциклопедии.

При этом стоит заметить, что всё это отнюдь не «дела давно минувших дней», свидетельство чему - признания сына Александра Андреевича - заместителя редактора газеты «Завтра» Андрея Фефелова, сделанные им 13 августа 2014 г. в интервью:
«Часть моих предков - выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу. […] …Вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства. […] Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету “Завтра” пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько раз подряд по воскресеньям в редакции “Завтра” проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами».
И действительно, предки Александра Андреевича - далеко не рядовые сектанты.
Многое было завязано на двоюродном дедушке Александра Андреевича - Иване Степановиче Проханове (1869-1935). Он также был корневым молоканином, однако в 1875 г. его отец, а в 1886 г. и он сам присоединились к баптистам.
Переход этот был закономерным. В свое время историк Н.И. Костомаров подчеркнул связь появления секты молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований».

С биографией И.С. Проханова, этого «русского Лютера», может познакомиться всякий, заглянув в интернет. Там есть все факты, но подлинный смысл их остается как бы за кадром. Потому обратимся к давнему, написанному еще в мае 2005 г. посту из ЖЖ известного русского философа, писателя и публициста Д.Е. Галковского (пусть и спрямляющего некоторые углы и несколько категоричного, но заметившего многое):
http://galkovsky.livejournal.com/52 576.html?thread=37 ..
«Да это понятно, - высказался во время обсуждения одной из тем Дмитрий Евгеньевич, - Кого ещё “главным русским националистом” поставят, да в придачу дадут крупный печатный орган. Это не должен быть “человек проверенный”. Это должно быть “само оно”.
Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской Империи, Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Руководителем Проханова был Ленин (через Бонч-Бруевича). […] Вскоре Проханов стал главой российских баптистов и одним из 6 вице-председателей Всемiрного Союза Баптистов. В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии».
Прибавим к этому, что в описываемое время у И.С. Проханова были налажены связи с такими знаковыми фигурами, как С.Ю. Вите и П.Н. Милюков. Известно также, что Иван Степанович баллотировался в Государственную думу - известный рассадник русской смуты.

Но продолжим цитату из Д.Е. Галковского: «Что делал Проханов в 1917 и далее, думаю объяснять не надо. Впоследствии подлецы выдумали себе “репрессии” и слёзно рыдали примерно в таком ключе: “VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в г.Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их”.
Зацените. “Священник пробрался в доблестную ВЧК и оклеветал верных ленинцев”; “Подверглись чудовищным гонениям, в 1921 году три месяца провели в заключении”. Ужасы.
В 20-х годах Проханов активно разлагал Русскую Церковь, сотрудничая с “живоцерковниками”. Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом преспокойно ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских баптистов.
В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского СЕХБ, писал: “В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...”».
А кстати, сравните этот пассаж Проханова-деда с текстом «письма махатм» 1926 г., написанного Н.К. Рерихом, по поэтике, как мы уже отмечали, весьма схожего с писаниями Проханова-внука: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов».
Прямая перекличка!

«Меня этот Проханов-гейт, - писал в комменте один из читателей приведенного нами поста Д.Е. Галковского, - не то чтобы обезкураживает, сколько просто непонятна удивительная преемственность поколений. Объяснить ее, пожалуй, можно лишь тем, что все это время со старой доброй эпохи была жива питательная среда (клуб, секта или вроде того), “духоборческая” дедушкина прокладка».
На другое, не менее удивительное созвучие, наталкивает и вот эта характеристика И.С. Проханова из книги ученого Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность» (СПб. 1997):
«По своей целеустремленности, уверенности в успехе своего миссионерского призвания, по организаторской хватке он был фигурой уникальной. Его не привлекала рядовая проповедническая деятельность. Россия, повторял он, представляет собой “духовное кладбище или долину сухих костей”. Но русский народ находится накануне восстания - “это будет подлинное воскресенье, духовное обновление и реформация”. […]
Энергия Проханова была поистине неисчерпаемой. Ему было тесно в рамках немногочисленного объединения. Он постоянно создавал новые союзы, организации, издания курсы и школы, издал не менее 10 сборников духовных гимнов, свыше тысячи (!) из них написал сам (“поэзия слетала с моего пера, как живой цветок”) составил вероисповедание ЕХБ, написал сотни статей, обращений, проектов. […] Его авторитарные методы, не всегда предсказуемые поступки смущали и раздражали более степенных и уравновешенных коллег, порождая дополнительные трения между союзами, несмотря на постоянные заверения во взаимной любви».
Вам ничего это не напоминает? Прочитав это, я, например, понял, что «пассионарность» Александра Андреевича Проханова - черта родовая.

Весь этот background писателя Президент В.В. Путин, по роду своих прежних занятий, вероятно, очень хорошо знает. Потому, видимо, и не идет на контакт с А.А. Прохановым, буквально навязывающим себя (вспомните хотя бы ответы Президента во время «прямой линии» на вопросы Александра Андреевича). При этом Владимiр Владимiрович, как известно, охотно общался с В.Г. Распутиным, А.И. Солженицыным, Н.С. Михалковым.
(Предупреждая возможное возражение, замечу, что причина такой дистанцированности вовсе не в навешенных некогда ярлыках. Ведь и В.Г. Распутина когда-то называли «красно-коричневым».)

Что касается Валентина Григорьевича, то он вряд ли знал подноготную Александра Андреевича, однако безусловною хорошо ее чувствовал.
Какие дрожжи там бродят, узнать нетрудно. Вот, например, взгляд на Русскую историю сына А.А. Проханова - Андрея Фефелова:
«Интересно, что род Романовых - эта когорта государей и государыней - стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. […] Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Лениным. […]
Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это “наш” враг, “наш” уникальный демон . И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года».
Нужно ли говорить, что вся эта (по всей вероятности, семейная, прохановская) историософия, была глубоко чужда Валентину Григорьевичу Распутину.

Напрасно в свое время волновался Виктор Астафьев за своего собрата: не повлияли на Валентина Распутина, не испортили его патриоты, вроде Проханова, которые Виктору Петровичу немилы были, по его словам, «за славословие революций». Не могли повлиять.
Находиться в одном помещении, хлебать из одной мисы - еще не значит быть единомышленниками.
Давно сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19) .
И сейчас, после кончины Валентина Григорьевича, эта несовместимость, по предельной деликатности писателя, почти что никак не являвшая себя на людях (разве что «необщение» свидетельствовало об этом), стала совершенно неоспоримой.

Однако другая «опаска» В.П. Астафьева оказалась не столь уж пустой. В письме В.Я. Курбатову, отправленном в феврале 1994 г., он сетовал на то, что «товарищи Зюганов и Проханов с гордостью трясут вашими умствованиями и духовными на “народную тему” напоминаниями».
Всё это теперь, вроде бы, подтверждается. В разбираемой нами статье-манифесте А.А. Проханов перед тем, как навести тень на плетень, так прямо и пишет: «Недаром Валентин Григорьевич в годы перестройки подписал “Слово к народу”, недаром после он был близок к коммунистам, к Геннадию Андреевичу Зюганову».
Но возможно ли было избежать этого тогда ? Интересы народа и страны для таких, как В.Г. Распутин, были выше собственных амбиций и чистоты риз…

В обозреваемой нами статье «Распутин: империя и народ» А.А. Проханов поминает, собственно, одно произведение - повесть 1976 г. «Прощание с Матёрой».
Но вот как он выворачивает ее содержание: «…Русские, надрываясь на стройках, покидая и пуская под воду свои деревни, словно легендарный град Китеж…»
То есть САМИ (а вовсе не государство) ДОБРОВОЛЬНО пускают под воду свои избы, кладбища, поля!
Помимо открытого глумления над болью русского писателя и его народа (тут я категорически не согласен с теми, кто пишет, что «Прощания с Матёрой» Проханов-де «не понял»), такое прочтение, уже не распутинского текста, а «Сказания о Граде Китеже», свидетельствует о некой духовной порче выпустившего из-под пера такое.

Кадр из фильма «Прощание» по повести В.Г. Распутина. Режиссеры Лариса Шепитько и Элем Климов. 1981 г.

Нужно быть глубинно нерусским человеком, чтобы столь изощренно извращать один из архетипов нашего сознания.
Русский мессианский город «с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями» скрылся под воду «чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый», разорив Русь, подступил к нему.
«Его жители даже не собирались защищаться и только молились». Именно по тем молитвам «не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою».
Что касается наших Матёр, то под воду пускали их советские власти: местные - по указанию центральных. И оттуда, из водного зазеркалья, ту прежнюю Россию уже никому не достать. До тех пор пока она САМА (не выманенная «красными» или какими-либо иными заклинателями, а именно сама, по своей воле) оттуда не выйдет.
Выйдет же непременно, когда придет срок - «Последний срок».
«И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем».

Кадр из фильма «Прощание». 1981 г.
Трудно это понять тем, кто вырос на асфальте. Недостаточно даже два года лесником прокуковать и в геологические партии ходить. Да и к чему такие жертвы? Дело тут не в городе как таковом. Речь о душе. «Где сердце твое, брате?.. Где душа твоя, сестрица?..»
Трудно стать русским, не веря тому, во что верует народ, сыном которого ты себя числишь.
И прежде, чем учить других, сам пойди в ученики. Сядь с Марией у ног Христовых и послушай.
Тот же Валентин Распутин не посчитал для себя зазорным сделать это на 44-м году от роду, за что был хамски осмеян постоянным автором газеты «Завтра» Владимiром Бушиным.

Но у некоторых слушать что-то плохо выходит…
Вот последний номер газеты «Завтра», от 2 апреля. Как водится, передовица А.А. Проханова. В ней рассказывается о его недавней поездке в Сербию, а в конце - о «богослужении в соборе Святого Саввы… самом большом соборе в Белграде» (здесь и далее мы сохраняем оригинальную авторскую орфографию): «…Когда мы причащались, когда я вкушал из рук владыки вино и хлеб, вдруг испытал такой прилив света, любви и красоты».
Выходит для Проханова Тело и Кровь Христовы просто «вино и хлеб», да еще принимает он Их «из рук владыки», а не со лжицы из Евхаристической чаши? Любому церковному человеку и объяснять не нужно, о чем такое словоупотребление говорит…

Интересно, что другой ниспровергатель В.Г. Распутина (но уже со стороны либералов) Дмитрий Губин, о котором мы писали в одном из прошлых наших постов, синхронно (в передаче от 3 апреля) говорил, по существу, о том же самом, но уже в запредельно недопустимой форме. (Мне очень больно приводит эти слова, но, не сделав этого, мы едва ли поймем, с чем имеем дело.)
http://gubin-live.podster.fm/91
Для оправдания оскорбительной постановки «Тангейзера» в Новосибирске прошедший выучку в Англии Губин нашел не менее кощунственные выражения: «Любой родитель, который отводит детей на первое причастие, он отводит ребенка есть тело 33-летнего еврея и пить кровь 33-летнего еврея. Потому что таинство состоит в том, что вино и хлеб претворяются (это вам скажет любой священнослужитель Русской Православной Церкви) в настоящие и подлинные тело и кровь Христовы. Но мы же не бежим в прокуратуру с требованием остановить трупоядение. Мы понимаем: церковь так живет, она так устроена, это их территория, они не мешают тем, кого возмущает каннибализм в любом другом месте…»

Но вернемся к Александру Андреевичу, который, как мы помним, описывал свое Причастие в белградском соборе. (После Губина оно выглядит даже благочестивым.)
Буквально на обороте страницы, на которой напечатано это откровение, опубликована его же статья под весьма символичным, таящим в себе множество смыслов названием: «Истинный ариец». Она о недавней гибели во Франции пассажирского самолета и о летчике-немце, считающимся ныне виновником трагедии.
«…На мой взгляд, - пишет А.А. Проханов, - речь идёт о психиатрии целого народа - народа немецкого, народа, который пребывает сегодня в таком состоянии, что отдельно взятый немец, являясь частью этого народа, в состоянии совершить подобные акции самоубийства. […] Он показал, что Германия, которую так уничтожают, она вместе с собой в преисподнюю, в Валгаллу унесёт всё остальное человечество. […] …Эта таинственная и ужасная смерть может трактоваться как психиатрический диагноз сегодняшнего состояния германской нации».

Все эти рассуждения сами по себе, конечно, чудовищны и эпатажны, но, признаем, вписываются, всё же, в определенную систему ценностей.
Более того, этот первый удар по нервам микширует, как нам кажется, главный смысл, ради чего, собственно, видимо, и был создан этот текст:
«…Сам акт самоубийства вовсе не значит, что это акт страдания и желание порвать с жизнью. Быть может, этот акт следует трактовать как акт восстания. Может быть, немец или Германия, находящиеся в страшном унижении, стремясь вырваться из-под контроля, прибегают к последнему средству - к смерти, которая спасает человека от этого контроля.
Причём эта смерть не является рядовой смертью, смертью индивидуальной. Она является смертью, связанной с порывом в другие, грядущие германские измерения. И эта смерть носит ритуальный характер, поэтому пилот увлёк за собой в эту смерть 150 человек. Это была не просто смерть одиночки. Это было самосожжение на виду у всего мiра, самосожжение или самоубийство вопреки этому мiру».
Словосочетания: «акт восстания», «стремление вырваться из-под контроля», «последнее средство», учитывая мiровоззрение автора, безусловно, несут в себе положительные смыслы.
Их органично дополняют другие: «ритуальный характер», «увлечение за собой в эту смерть 150 человек».
И заключительный аккорд: «Это было самосожжение на виду у всего мiра […] вопреки этому мiру».
Тут уж апофеоз смерти, как «творческого акта». Раскольничьи гари! Священный суицид!
Сектантская закваска - куда же от тебя денешься?
Не зря, видимо, некоторое время общавшийся с Александром Андреевичем поэт Алексей Широпаев называл его «Красным Шаманом».
С гремящим бубном, выкриками-заклинаниями, верчением и подскоками…

Примечательно, что некоторая двусмысленность не скрыла, тем не менее, от «своих» главный нерв.
«По моему, - откликнулся один из постоянных авторов комментов на сайте газеты “Завтра”, - прятаться всё время за Бога, ссылаться на Бога, говорить о боге, надеяться на бога, - это ещё большая трусость, чем суицид. Это ещё и лишение себя свободы самостоятельного выбора, лишение себя ответственности за судьбу своей страны и своего народа - дескать всё в руках божьих».
Таковы подлинные птенцы гнезда Проханова.

Но в чем тогда смысл всех этих блёсток, мишуры, «православной» риторики Проханова, его поездок по монастырям-скитам-старцам?
Попытка ли это натянуть перед - всё еще оставшимся в сердцевине своей православным - русским народом овечью шкуру? Эксплуатация ли это авторитета чтимых Русским мiром православных подвижников для своих политических проектов?
Не будем гадать. Главным для нас является тот безспорный факт, что за всем этим - обман и ложь. Пусть даже, как некоторые считают, «во благо». Благими же намерениями, твердо знали наши предки, вымощена дорога в ад.
И еще одно (не менее важное): убеждая себя и других, что он отправляется в паломничество, на деле Александр Андреевич занимается двумя вещами: «агитпробегом» или «православным туризмом». Он так и не распахнул душу свою перед Богом, Который Сам бы и сотворил там Благое.
Порой, даже посещает мысль: хочет, но...не может.
И тут самое место повторить слова критика В.Я. Курбатова, обращенные им к В.П. Астафьеву: «Происходит это от неверия, от безрелигиозности. Боюсь, что он теперь в чем-то даже и расходится со своим народом, который повернул к Богу. Ему это кажется фарисейством, и, похоже, он не видит там спасения. […] Покоя нет, Стержня нет». (С небольшой, всё же, поправкой: не от «безрелигиозности» или атеизма, а - в данном случае - от искаженной сектантством духовности.)

Однако посмотрите, какой интересный расклад выходит. По одну сторону - так уж вышло! - Господь наш Иисус Христос, Вера наша Православная, писатель наш русский Валентин Григорьевич Распутин. А по другую - такие вроде бы разные по мiровоззрению и занимаемой политической позиции - писатель-патриот А.А. Проханов и либеральный журналист Д.П. Губин, которому регулярно предоставляет эфир пропрезидентское радио «Комсомольская правда».
Не правда ли, есть над чем призадуматься?

В этих непростых размышлениях, перед лицом предстоящего нелегкого выбора, помощником нашим, вольно или невольно, выступает Валентин Распутин. Он один из тех оселков, на которых многое (и многие), так или иначе, проверяются: на излом, на верность, на идеалы.
Смерть прояснила.
И тут на память неожиданно приходит заголовок давней рецензии на одну из последних повестей писателя: «“Пожар” высветил».
Если бы не этот печальный уход, подумалось, многие из нас, прочитав или послушав приведенные нами слова, в очередной раз так бы и прошли мимо, разве пробурчав себе под нос: «Снова он чудит».
Кончина Валентина Григорьевича, которого при жизни называли «совестью народа», напомнила и нам о нашем долге, сделала нас строже к себе и другим…

Сайт « а» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым .

Чем в Вашем понимании является «Русский мир». Насколько далеко географически он простирается и какие мировоззренческие понятия охватывает?

Русский мир — это вся вселенная, потому что русский народ с космическим мышлением, а Россия не имеет ни пространственных, ни духовных, ни временных ограничителей. Потому-то в нее можно только верить, а мерить ее километрами или килограммами совершенно бессмысленно. Россия — это территория чуда. Лучи от этого чуда проницают и стены, и облака, и зоны вечной пустоты, разбегаются по всем закоулкам мироздания.

Конечно, понятие Русского мира связано со сложным, глубоким и таинственным феноменом русского языка, внутри которого, как в колыбели, пребывают смыслы, образы и символы универсального сознания.

Для меня Русский мир — это плацдарм для реализации плана всемирного Преображения. Это площадка для воплощения идеи бессмертия человечества. Идеи, зашифрованной в русской культуре, и не только.

Но не только современная Россия представляет собой русский мир. Семена русскости, русская ойкумена рассеяна по всей планете, по всему мирозданию. В частности, частью русского мира можно назвать староверов, живущих в Латинской Америке сотни лет. К русскому миру можно отнести и какой-нибудь там луноход, застрявший уж много лет назад на Луне. Это тоже часть русского мира. Это те штрихи, которые оставила русская цивилизация, русская культура, русская техника, инженерия, русская мысль.

Далекие предки Вашей семьи были из молокан. Еще один родственник, Иван Степанович Проханов (1869-1935), был известным композитором и проповедником евангелической баптистской церкви. Причем его духовные песни получили известность даже в старообрядческой среде. Ваш отец, А. А. Проханов, отождествляет себя с православием. Что вы можете сказать о духовном пути вашего рода? Можно ли как-то его сопоставить с историческим путем нашей страны?

Часть моих предков — выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу.

Мой прадед Александр Степанович Проханов стал в императорской России доктором медицины и получил за научные заслуги личное дворянство. Такие люди уже не выражали себя в формате народной молоканской веры. Так появились вариации русского баптизма, секта «Евангельских христиан», которую основал упомянутый вами брат моего прадеда.

Однако вскоре сменилась эпоха, и духовные вопросы отошли на второй план. Скажем, моя бабушка, происходившая из религиозной молоканской семьи, всю жизнь считала себя атеисткой, и только за год до смерти по просьбе сына, своих внуков и невестки она приняла Святое крещение в возрасте 96 лет. Когда ее принимали в пионеры, на торжественном митинге выступал Лев Троцкий.

Таким образом, мой отец получил нерелигиозное воспитание, но опять же пришли 70-е годы, когда интерес к религии вырос среди интеллигенции. Именно тогда мои родители крестились. Таким образом, вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства.

Вероятно, на выбор отца повлиял его друг Лев Лебедев, ставший впоследствии протоиереем, известным церковным историком и богословом. Ко всему отец Лев был еще и монархист, ходил по андроповской Москве в котелке и с длинным, как трость, зонтиком. Пряжка его ремня была тоже старорежимная: на ней мерцал имперский двуглавый орел.

А сочинения А. А. Проханова и апокалиптическая тема в них тоже берут начало в этот период?

Эсхатология является неотъемлемой частью православного мировоззрения. Однако в текстах моего отца эта тема вспыхивает как метафора катастрофичности современной цивилизации. Он как журналист поучаствовал в нескольких войнах, заслужив потом звание писателя-баталиста. Своими глазами он видел развороченный реактор в Чернобыле. Наблюдал распад советского социума, сползание его в кошмарные 90-е годы. Это ли не притча о Последних временах? Горящие горизонты, во сне и наяву — вот что наводит мыcли о скором Апокалипсисе.

Значит, традиция молоканства ушла от вас?

Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами.

Сейчас многие патриоты говорят о величии дореволюционной России. Вместе с тем надо помнить, что династия Романовых сделала трагические шаги к разделению русского народа. В XVII веке при Алексее Михайловиче был совершен церковный раскол, когда русские разделились на старообрядцев и новообрядцев. В начале XVIII века при Петре I произошел культурный раскол на высшую элиту с балами и ассамблеями, с одной стороны, и смердящего мужика — с другой, а уже при последующих Романовых правящий класс России стал франко-немецкоговорящим, иностранно живущим, во многом компрадорским. Что вы думаете об этих разделениях и можно ли было их избежать ?

В русской истории Романовы оставили громадный след. И западный вектор в их деятельности просматривается очень явственно с первых лет существования династии. Однако давать хлесткие однозначные оценки тому или иному деятелю или целой эпохе считаю делом вредным и бестолковым. Скажем, Александр II, крайне сомнительная фигура. Увлекался спиритизмом, провел крестьянскую реформу с колоссальными нарушениями и перекосом в пользу дворянства, открыл дорогу в Россию иностранному капиталу, отдал почти даром Аляску США. Однако эпоха Александра II — это время рассвета русской литературы: Тургенев, Толстой и Достоевский…

Триумфы «белого генерала» Скобелева — это тоже период царствования Александра II. Можно, конечно кликушествовать: «Ах, род Романовых, загубил Россию…». А можно взглянуть на историю страны шире и внимательней. В обществе, как всегда, шли процессы сложные и очень противоречивые, и в эти процессы были вовлечены и государи из Романовых. Следует помнить, что в России после свержения династии наступил другой период, не менее сложный, не менее трагический и противоречивый. А до Романовых были Рюриковичи. И к ним могут быть тоже вопросы. А между тем Рюриковичи заложили фундамент российской империи.

Интересно, что род Романовых — эта когорта государей и государыней — стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. При этом мы знаем, что и на Сталина, и на Ивана Грозного навешано множество страшных ярлыков. Они и садисты, и кровопийцы, и безумцы. Причем эти ярлыки выдуманы не только ангажированными историками. Здесь постарались и живописцы, писатели и кинематографисты. Хотя бы взять подлый фильм Павла Лунгина «Царь ». Одна только грязь и мистификация! Печально, что в съемках этой гадости участвовал гуру современной патриотической молодежи Иван Охлобыстин. По-моему, он должен извиниться перед народом за эту роль царского шута. Извиниться за участие в деле, порочащем первого русского царя, всю русскую историю и саму идею русского государства.

Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Ленином. Пушкин очень любил и чувствовал Петра. Он видел в нем то, что не понимал ни один историк, ни один социолог.

Но всё же не разрушая русские обычаи, не отрывая бороду, можно было строить корабли?

Это вопрос дискуссионный, смотря какие корабли. Ведь у поморов были тоже свои корабли — ладьи. Но то был торговый и рыболовный флот. А вот чтобы строить каравеллы, нужен европейский прикид.

Но этот западнический период, по всей видимости, был необходим. Это часть нашего взросления как народа. Мы уже начали возвращаться к русским истокам, к древней культуре, к формам, которые прорастают из самой нашей природы, из языка и веры.

Надо понимать, что вся история России священна, поэтому надо относиться к ней как к некому священному дару свыше и не посыпать ее дустом. Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это «наш» враг, «наш» уникальный демон. И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года.

В современной Украине принято говорить о преступлениях советской власти, валить памятники Ленину и призывать к запрету компартии. Майдан требует дезавуировать и осудить преступления тоталитарного режима. Почему тогда они не требуют дезавуировать такие «преступления тоталитарного режима», как установление исторически необоснованных административных границ УСССР во времена Ленина-Хрущева?

Логики у тех людей, которые валят на Украине памятники Ленину, нет. Их логика в том, что Ленин — это русский человек, «москаль», который со своими большевистскими уложениями пришёл на Украину, эту якобы цветущую, могучую величавую, «незалежную державу». Поработил ее, а затем насадил в ней большевистский тоталитарный режим, учинил голодомор и так далее. Они очень не хотят говорить и даже вспоминать о том, что нынешняя территория Украины есть территория УССР, созданная, составленная из нескольких губерний Российской империи именно большевиками…

История, которая преподается украинским детям, выстроена покруче книг Толкиена. Это не история, а чистая выдумка, построенная на идеологии «бандеровщины». В основе ее помимо ультраукронационализма лежит демонизация большевизма, ассоциация большевизма с выдуманной ими «Московией», а «Московии» с «азиатчиной»… Разрушая связи с Россией, они якобы делают европейский выбор и движутся куда-то в Европу, прочь от Сталина, Ленина и Путина. На деле превращают свою страну в Сомали, со всеми вытекающими последствиями.

Укроманты проявляют настырное желание владеть чужими землями, навязывать свой язык небольшого народа всем остальным многочисленным народам, живущим в этой стране. Последний Майдан породил экспансионистскую волну среди молодёжи, и даже при всей ненависти к Ленину никто от «ленинского территориального наследия» отказываться там не собирается. Но при этом у властных элит Украины нет понимания, что такое подлинная империя.

Это всегда некий компромисс между народами, договорённость на базе сверхценностей. Если империя строится на идее тотального доминирования одной нации, то эта империя обречена. Так крушились один за одним германские рейхи, поскольку не давали возможность цвести всем народам, всем цветам в соцветии. Вот этой имперской терпимости, к сожалению, не наблюдается на протяжении всей истории «незалежности» Украины.

Политика украинизации неукраинского населения ярко проявляется все последние годы. Эту политику можно определить как этноцид. Геноцид — это прямое физическое уничтожение, а здесь применяется перекодирование сознания, ассимиляция, переселение и, конечно, изгнание народов. Вот если бы появилась некая интегральная украинская идеология, которая учитывала бы все факторы, была наднациональной, тогда бы можно было сказать, что Украина состоялась как государство.

Но, к сожалению, нынешний украинизм — это местечковое западничество плюс жлобство, с элементами нацизма. Галичанская группа может реально влиять на ситуацию в Киеве, это действительно пассионарно-активный слой. Фактически, создан один из искусственных этнических мифов о культурном и языковом преимуществе западенского, галичанского субэтноса, который в развитии живущих на Украине народов не имел бы особого значения, если бы не политическая судьба Украины.

Почему на Украине нет митингов против войны?

Потому что Украина сейчас страшно разогрета. СМИ настраивают людей так, что все хотят крови. Обыватели стали заложниками собственных СМИ, учебников, многолетней антироссийской пропаганды. Людей сильно-сильно разогрели. Майдан, который как нарыв прорвался в феврале, — он недоносок. Состоялись преждевременные роды новой власти. Власть слаба и боится толпы. Что касается маршей мира в России, то их проводит либеральная интеллигенция, которая тоже почему-то заткнулась и не проводит больше «Марши мира». Либералы сейчас выступают за активное продолжение военных действий, за бомбежки, за проведение так называемой «антитеррористической операции».

Они ангажированы — это отчетливо видно. Как только Америка начинала свои жесточайшие операции во всю меру, правозащитники замолкали. Как только Башар Асад начал проводить какие-то военные действия, они начинали кричать, вопить, топать ногами, посыпать голову пеплом, рвать на себе рубашки и рвать зубами занавески. Так всегда было и будет, потому что эта группа не самодостаточна и самостоятельна. Центр управления армией правозащитников находится в США. Правозащитные организации работают только на США и в интересах США.

Сейчас появилось такое понятие, как «православный сталинизм». Насколько возможно объединить эти слова вместе и имеет ли это понятие смысл?

Да, имеет серьёзнейший смысл, потому что Сталин на рубеже эпох, на страшном перекате времен выразил русскую идею. А часть русской идеи — это православие. Построение справедливого общества, основанного на христианской морали, — вот что делал Сталин. Еще он строил супермощное государство, удерживающее миропорядок. Сталинская Россия встала на пути Левиафана, всемирного ростовщического капитализма, из недр которого явится Антихрист. Сталинский СССР — это так называемый катехон — удерживающий… Камень на пути мирового зла. Поэтому православный сталинизм не только возможен, но и органичен. Это течение может считаться мистической проекцией всей русской истории ХХ века.

Андрей Фефелов “КАВКАЗСКИЙ КРЕСТ-2”

Книга о военных действиях в Чечне "ВВ: Кавказский крест-2" - новый проект военного журналиста, полковника внутренних войск Бориса Карпова.

Это хроника, очерки, плюс фотографии.

Издание буквально набито уникальными снимками самых драматических и горячих эпизодов второй чеченской войны. Фотографы (участники проекта), бесстрашно работавшие на передовой, запечатлели образ воюющей русской армии конца ХХ века. Здесь явлен тот редкий случай, когда документальные и репортажные, по сути, кадры становятся частью мифа (не в пропагандистском, разумеется, но в художественном и культурном значении этого слова). Примерно в таком духе сто лет назад Василий Верещагин создавал свои гениальные полотна.

Впрочем, о мифе и о стиле чеченской войны не совсем уместно говорить, ибо война продолжается, боль не стихает, бинты, набрякшие от притока свежей крови, никак не превратятся в золотые позументы... Да и в самом названии "Кавказский крест" пока больше горечи, чем славы.

Сегодня этот крест - поминальный. Он наспех сбит из неструганых досок, установлен на одиноком, запорошенном снегом холме. Завтра - отлитый из дорогого металла, он будет значиться в реестре высших наградных знаков государства.

Борис Карпов пишет в своей книге: "Оставшись без ствола, обматерил тех, кто придумал, что журналисты не комбатанты. И стал снаряжать нашим бойцам автоматные рожки и пулеметные ленты. Десять магазинов, двадцать и еще, и еще, по двадцать патронов, по тридцать... счет потерялся. Бумажные патронные пачки толстым одеялом устилали дно окопа, шуршали под ногами, за бруствер выброшен один цинк, второй. Притащили еще один ящик патронов, но сержант Валера этого не одобрил, прохрипел: "Да у нас 5,45 еще есть, тащите туда!" И махнул рукой в темноту. Когда перестрелка стихала, успевали сделать по паре затяжек "красной плесени" (так солдаты прозвали дешевые сигаретки "Краснопресненские"), когда фотокор Олег Смирнов обнаружил в бездонных карманах своего "разгрузника" фляжку с остатками воды, которой досталось по полглоточку, и вовсе хорошо стало.

Страх может погубить. Так же, как и паника, психоз. Отвага поможет тебе и товарищам, которые с тобой рядом. В бою могут сгубить равнодушие и расслабуха. Тот, у кого достанет сил физических и моральных, не просто выйдет из боя живым, он выйдет из него победителем. При любом итоге боя он победит себя. Такими были наши солдаты..."

Андрей ФЕФЕЛОВ

Из книги Газета Завтра 827 (39 2009) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов МОДА НБП На прошлой неделе в Зверевском центре в Москве прошло мероприятие, интересное как само по себе, так и в контексте субкультуры, сложившейся вокруг Национал-большевистской партии, партии объявленной, кажется, вне закона. Это было настоящее дефиле с

Из книги Газета Завтра 258 (45 1998) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов “АЛХИМИК” Под покровом хаоса наступившей Смуты существуют, сталкиваются и взаимодействуют тысячи социальных и организационных карпускул, представляющих из себя осколки разлетевшегося в хлам советского суперсоциума. Иногда приятно в руководстве

Из книги Газета Завтра 838 (50 2009) автора Завтра Газета

Владимир Винников, Андрей Смирнов, Денис Тукмаков, Андрей Фефелов ВОПРОСЫ СТАЛИНИЗМА Доктрину нынешнего руководства РФ можно определить словами "модернизация без мобилизации". Увы, эффективность подобной модели выражена не в технологических достижениях российской

Из книги Газета Завтра 839 (51 2009) автора Завтра Газета

Владимир Винников, Евгений Нефёдов, Андрей Смирнов, Денис Тукмаков, Андрей Фефелов ВОПРОСЫ СТАЛИНИЗМА-2 Материал "Вопросы сталинизма", опубликованный в прошлом номере, вызвал большой интерес читательской аудитории. Но насколько приемлем опыт сталинской модернизации в

Из книги Газета Завтра 273 (8 1999) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ИЛЬ МАЛО НАС? Марш подразделений стран НАТО по брусчатке Красной площади, если таковой случится, безусловно, можно отнести к самым главным политическим событиям года. Ибо язык символов красноречивее языка дипломатических договоров и любых, даже самых

Из книги Газета День Литературы # 97 (2004 9) автора День Литературы Газета

Андрей ШАЦКОВ КРЕСТ ОТЦОВ *** н.ш. Те женщины приходят по ночам Из прошлой жизни, из минувшей дали... Их покрывают звездные вуали, Струятся плащаницы по плечам. Они из той загадочной страны, Которую покинул ты однажды,

Из книги Газета Завтра 856 (15 2010) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов СЕРЕБРЯНЫЙ БОГ Вот-вот весенняя пустынность мира сменится торжеством жизни, бесстыдным буйством листвы. И струящийся ночной город, отдыхающий накануне головокружительного броска в новый день, пока еще призрачный и неуловимый, скоро-скоро заклубится,

Из книги Газета Завтра 865 (24 2010) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ГЛАГОЛИЦА КАЗЕННОЕ СЛОВЦО "МЕРОПРИЯТИЕ", подходящее для всякого рода съездов и партийных торжищ, на сей раз раскрылось в непривычном и глубинном своем значении. Ибо мера приятия того, что происходило на древнем городище заповедника "Старая Рязань", у

Из книги Газета Завтра 312 (47 1999) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов КОМЕТА ОВР Блок ОВР по своей противоречивости, синкретичности и случайности напоминает некое древнее составное животное. Сей политический китоврас в силу абсурдности форм не лишен даже некоего очарования. Блок демократо-державных

Из книги Газета Завтра 320 (3 2000) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов МИСТЕР “Х” Сейчас личность Путина приковывает к себе внимание сотен психологов, физиогномистов, литераторов. Говорят, в Ленгли создана спецкомиссия по изучению психотипа человека, исполняющего обязанности президента России. Вряд ли в ближайшее время

Из книги Газета Завтра 323 (6 2000) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов ДЕСАНТ Произошло почти невозможное - команда литераторов, подобно спецназу, десантировалась в район боевых действий. Их встречали военные на заснеженных позициях близ Урус-Мартана и Шали, в дымных сумерках прифронтовой Ханкалы, на темных трассах,

Из книги Газета Завтра 938 (45 2011) автора Завтра Газета

Андрей Фефелов -- Постмодернизация Политика заменена системой блефов и междометий… Растерянные народы на ощупь движутся в плотной дымовой завесе, в непроницаемом слое государственного пиара. Чем скуднее, дороже, опаснее и бессмысленнее жизнь, тем больше наверху

Из книги Газета Завтра 377 (8 2001) автора Завтра Газета
Андрей ФЕФЕЛОВ. Станислав Иванович, как тема лагерей возникла в Советском Союзе?

Станислав КУЗЬМИН, доктор юридических наук, автор книги «ГУЛАГ без ретуши». Лагеря своим истоком имеют время Гражданской войны и интервенции. Для того чтобы, не сильно свирепствуя против бывших представителей господствующего класса, не дать им выступить на стороне интервентов, их нужно было изолировать. И одновременно использовать для решения различных хозяйственных вопросов: заготовки древесины для отопления городов, расчистки и ремонта дорог и т.п.

Позже появился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Это был уже специализированный лагерь, куда направлялись уголовники и политические противники советского строя - священнослужители, эсеры, представители других партий. Соловки привлекали к себе внимание буржуазной прессы всего мира: интересовались, как там сидел, за что сидел.

В середине 1920-х годов политический контингент был оттуда выведен, и прочное место на Соловках заняли наиболее опасные уголовники, которых везли туда со всех концов страны.

На базе этого лагеря получил развитие Северный лагерь особого назначения. В начале 1930 года там было почти 53 тысячи осужденных. Нужно было создавать инфраструктуру: строить дома для сотрудников, для детей - школы и т.д. Решили пойти по более простому пути: использовать самих осужденных для перевоспитания. Была поставлена задача: перековать уголовников в процессе производительного труда. К этому времени безработица в стране была ликвидирована, и партия считала, что в соответствии с теоретической установкой Маркса человек, занятый производительным трудом, зарабатывающий себе на жизнь, не будет совершать грабежей, краж и т.п.

Кто мог руководить такой лагерной системой? Во-первых, те, кто уже сидел там, имел большой опыт и обладал распорядительными способностями. Во-вторых, работники правоохранительных органов, которые где-то проштрафились, проворовались, были осуждены за превышение полномочий и тому подобное. Эти две категории и составили администрацию лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В таких лагерях перевоспитания на осужденных должна была быть направлена пропаганда каких-то идей, каких-то смыслов. А кто был главным идеологом лагерей у нас? Я слышал, что Троцкий, но, может быть, это миф?

Станислав КУЗЬМИН. Троцкий, действительно, имел отношение к лагерной системе. Лагеря строились по армейскому типу, и эту идею заложил Троцкий. Первоначально в лагерях были взводы, роты, батальоны. Батальон - это сам лагерный пункт, где находилось порядка 600-800 человек осужденных.

Потом от этой системы отказались - нужно было втягивать осужденных в трудовые процессы, а труд организовывался по-другому. Появились бригады из числа осужденных. Они были большими, около сотни человек.

В 1934 году в лагерях возникла отрядная система содержания впервые осужденных. У начальника отряда был заместитель и два воспитателя: старший воспитатель и просто воспитатель. Интересно, что на первоначальном этапе строительства лагерной системы было найдено много решений в плане перековки, которые и до сих пор используются в системе мест лишения свободы.

Та же отрядная система. Пытались от нее отделаться, задумав строительство тюрем вместо колоний, но экономические возможности не позволяют нам этого сделать, поэтому от содержания осужденных в общей массе нельзя отказываться.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, лагерь от тюрьмы отличается тем, что тюрьма распределяет всех по разным камерам, а лагерь - это коллективное бытие плюс работа?

Станислав КУЗЬМИН. Да, а раз это коллектив, значит, начальник отряда должен на кого-то опираться, потому что сам он, будь семи пядей во лбу, все не сможет сделать. Поэтому по инициативе самих осужденных начинают появляться самодеятельные организации. Например, чтобы в помещении, где проживают осужденные, было чисто, светло, тепло, надо создать жилищно-бытовую секцию.

И досуг должен кто-то организовать. Появляется из актива осужденных секция культурно-массовой работы, которая занимается организацией художественной самодеятельности, обсуждением литературных произведений, пропагандой книги через библиотеку, проводит спортивные соревнования и т.д.

А затем возник и вопрос организации трудового соревнования. Тогда как раз появилось стахановское движение. От результатов производственной деятельности зависело материально-бытовое положение осужденных, то есть, сколько они получат за свой труд заработной платы. К тому же, труд учитывался как один из критериев для досрочного освобождения.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В 1930-е годы осужденные получали заработную плату?

Станислав КУЗЬМИН. Да, в размере 10% от нормальной заработной платы рабочего. Это так называемый гарантированный минимум.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они могли тратить прямо в лагерях эти деньги?

Станислав КУЗЬМИН. Деньги им выдавали на руки. Одно время вместо денег выдавали боны, но потом от них отказались.

Если осужденный полученные наличные деньги не тратил, он мог их сдать в сберегательную кассу, и к моменту освобождения там набегали проценты.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А в каком случае люди могли рассчитывать на досрочное освобождение?

Станислав КУЗЬМИН. Проблема досрочного освобождения решалась с 1931 года по зачётам рабочих дней. Дошло до того, что один день работы на производстве для ударников, стахановцев мог засчитываться за три дня срока.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вернёмся к началу. Итак, первые лагеря появились во время Гражданской войны.

Станислав КУЗЬМИН. Это были лагеря принудительных работ.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они, кстати говоря, появились не только на Советской стороне, но и у Колчака были лагеря.

Станислав КУЗЬМИН. И не только у Колчака, но и у интервентов - у американцев, англичан, французов были или свои тюрьмы, или лагеря. Они создавались для того, чтобы содержать определенную категорию граждан.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Самый известный лагерь - это Соловецкий лагерь особого назначения. И там политические враги Советской власти первое время чувствовали себя достаточно свободно, насколько я знаю.

Станислав КУЗЬМИН. Они выпускали свой журнал «Соловки», выпускали газеты. У них был свой театр. Культурная жизнь у них хорошо была организована. Еще они испытывали сельскохозяйственные культуры, для того, чтобы приспособить их к северным климатическим условиям, занимались другими изысканиями, в зависимости от склада своего творческого характера.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но со временем режим ужесточался?

Станислав КУЗЬМИН. Со временем, режим, конечно, ужесточался. Особенно, когда стали выводить из тюрем в лагеря, в том числе, на Соловки, уголовников. Они же не работали в тюрьмах, а тут надо работать. А уголовный мир делится на две категории: которые работают и которые принципиально никогда не работали и работать не будут, даже под страхом наказаний. Они и сейчас не работают.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А правда ли, что политические заключенные на Соловках получали повышенный паек, а уголовники - обычный?

Станислав КУЗЬМИН. Паек политические получали только в том случае, если они находились под эгидой ОГПУ, то есть составляли их специфический контингент, который содержался в изоляторах особого назначения. В лагерях норма была одинаковой у всех.

Поэтому не случайно в 1937 году в Воркуте троцкисты несколько раз объявляли голодовки. Они требовали, чтобы, во-первых, им возвратили нормы питания, которые на них распространялись, когда они сидели в политизоляторах, и, во-вторых, чтобы их возвратили опять в политизоляторы, а не содержали в лагерных условиях. Потому что в изоляторах до прихода Ежова они себя вольготно чувствовали. Даже отбывали наказания с женами, для них выделялась отдельная камера. В камерах разводили цветы, у них были библиотеки, неограниченное количество книг они могли получать из дома, от друзей. От подъёма до отбоя они не сидели в камерах, а ходили друг к другу в гости, или выходили не территорию, прилегающую к зданию тюрьмы. Там играли в крокет, в городки, в волейбол, даже высаживали фруктовые деревья.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это всё было до Ежова? Вообще, можно ли провести такую классификацию, как лагеря менялись по типу?

Станислав КУЗЬМИН. До Ежова руководил лагерями Генрих Ягода. К политическим осужденным он относился очень благосклонно, поэтому они и жили, и отбывали наказание совершенно в других условиях, чем обычные уголовники. Когда Ягоду сняли, Ежов дал команду проверить условия содержания осужденных в особых тюрьмах. И когда посмотрели, например, во Владимирской или Ярославской тюрьмах, где отбывали наказания политически заключенные, вот у них были такие условия.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это удивительно, ведь нам вдалбливали, что ГУЛАГ создан не для того, чтобы эксплуатировать труд заключенных или перевоспитывать их, а для того, чтобы их уничтожать. Конечно, смертность была, особенно в северных условиях, на лесоповалах. Но как я понимаю, если лагерь является хозяйственной единицей, то в смертности уж никак не заинтересован начальник лагеря. Как можно план выполнять, если у него люди умирают? Или существует некое безбрежное море заключенных, подъезжают все новые и новые, как нам пытались представить все годы «перестройки»? Как было на самом деле?

Станислав КУЗЬМИН. Когда из Средней Азии, с Кавказа стали отправлять преступников в Северный лагерь особого назначения, где климатические условия совсем другие, то среди них началась повышенная смертность. И тогда было принято решение, ближе к 1935 году, все лагеря разбить на группы и определить, какую категорию осужденных содержать в том или ином лагере. Потому что нельзя было из Средней Азии отправлять уголовника в Магадан, он там долго не протянет. А рабочая сила была нужна: индустриализация требовала освоения отдаленных районов страны.

Дорог не было, завоз продовольствия составлял большие трудности, поэтому иногда была однообразная пища, что тоже, естественно, приводило к повышенной смертности, потому что человек не получал необходимого количества витаминов. Поэтому руководители лагерей создавали специальные бригады из осужденных для сбора ягод, грибов, ловли рыбы, чтобы потом все это использовать в пищевом рационе. Причем, не все осужденные отбывали наказание в лагере за колючей проволокой. Многие жили в обыкновенных поселках без охраны, только под надзором. Но и тех, кто сидел за колючей проволокой, в трудное время выводили для сбора дикоросов.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как коллективизация отразилась на лагерной системе?

Станислав КУЗЬМИН. Осужденному, который в этот период времени освобождался от отбытия наказания, если он собирался проживать в сельской местности, лагерь оказывал помощь. Ему давали денежную ссуду для того, чтобы он мог вступить в колхоз.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А для этого надо было средства вносить?

Станислав КУЗЬМИН. Конечно, ведь те, кто жил в этой местности и решил объединиться в колхоз, складывались - свой инвентарь, скотину обобществляли и все прочее. А этот пришел из лагеря, у него же ничего нет, значит, он должен как-то участвовать в этом общем деле?

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вы удивительные вещи рассказываете! Потому что современный человек, который живет в пропагандистских мифах (я и о себе говорю), мыслит какими-то абстракциями, а когда начинаешь копать реальную обстановку, акценты по-другому расставляются на все явления истории.

Станислав КУЗЬМИН. Еще я хочу обратить ваше внимание на такой факт. Те, кто писал о ГУЛАГе воспоминания - это люди, естественно, обиженные властью, поэтому по-другому они писать не могут. Не могут хвалить саму власть и не могут говорить правды. Те же, кто использовал центральные архивы, тоже не могут дать полной объективной картины. А я работал непосредственно в архивах лагерей, и там такие документы встречались, которые выбивают из колеи. Вот представьте себе, поднимаю протоколы собрания осужденных в 1938 году. Читаю, как в одном случае повар изготовил 15 лишних пирожков и передал их своим друзьям, но был замечен. И собрание принимает решение - лишить его этой должности.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Удивительно, в лагере - пирожки! И такой внутренний климат, дух, который там царил...

Станислав КУЗЬМИН. Это дух коллективизации, потому что сама система строилась таким образом, чтобы люди работали коллективно, чтобы коллективно решали все проблемы, чтобы активность проявляли в общественной жизни.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А уголовные и политические уже были в одном котле?

Станислав КУЗЬМИН. Нет. Это так преподносится, что они кипели в одном котле. Каждый лагерь имел свой контингент и даже в пределах лагеря этот контингент различался. И когда позже бандеровцев содержать большими группами в лагерях, то они сразу же стали создавать подпольную систему. Они организовали три крупных массовых выступления в лагерях в 1953-1954 гг, устраивали диверсии. Они работали на шахтах, а шахты - это бикфордов шнур, это динамит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как в 1930-е годы трудовая армия заключенных участвовала в индустриализации страны?

Станислав КУЗЬМИН. Индустриализация прежде всего требовала, чтобы были дороги для освоения природных ресурсов. Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Транссибирская магистраль - вторые пути на Дальний Восток. Шоссейные дороги начали строить. В Воркуте открыли высококачественный уголь, его нужно для металлургии доставлять. Туда начали строить железную дорогу. Нефть из Ухты тоже нужно было переправлять.

Рабочих надо было снабжать продуктами питания. Открываются сельскохозяйственные лагеря. Например, Карагандинский исправительно-трудовой лагерь сельскохозяйственного профиля мясной продукцией снабжал даже Кремль. Когда мы учились в школе, в учебниках по зоологии была изображена свинья черно-пестрой породы, 650 килограмм весила. И коровы, которые в тот период времени давали до 10 тысяч литров молока в год. И я еще застал этих коров, которые остались от Карагандинского лагеря. Они стояли в стойле на кожаных ремнях: когда их поили, тогда отпускали коловоротом, когда сдаивали, наоборот, подтягивали.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Их где-то закупали?

Станислав КУЗЬМИН. Нет, это местные вывели. Это был не просто лагерь: там был учебный комбинат, научный центр, где учёные, которые попадали туда, имели возможность продолжать заниматься научными исследованиями.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А я считал, что в лагерях в основном лесоповалом занимались …

Станислав КУЗЬМИН. А лесные лагеря начинались так: индустриализации нужно было больше металла. А для того, чтобы выплавить металл, нужна древесина. Древесину тогда заготавливали крестьяне, подряжаясь на зиму на заготовку леса. Но год на год не приходится. В этом году крестьян приехало, условно, на лесоразработки 70 тысяч, а в следующем приехало только 45 тысяч. Поэтому была поставлена задача - привлечь к труду на лесоразработках осужденных.

Первоначально была создана специальная лесозаготовительная колония, Надеждинская, на Урале, для обеспечения древесиной уральских металлургических заводов.

Но древесина требовалась еще и для отопления городов. В Москву поставлял древесину Темниковский лагерь в Мордовии, который занимался заготовкой древесины не только для отопления, но и для строительства. Свирский лагерь работал на Ленинград и Ленинградскую область.

В 1937 году, когда запахло войной, открылось восемь лесозаготовительных лагерей в разных регионах станы, в основном в Сибири и на Урале - для военной промышленности и для того, чтобы разместить контингент. Потому что лагерь тоже не резиновый: в зависимости от характера выполняемых работ требуется, условно говоря, для одного лагеря 30 тысяч осужденных, для другого - 15 тысяч хватит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как война отразилась на системе лагерей?

Станислав КУЗЬМИН. На начало войны очень много сидело с небольшими сроками - год, два года максимум. Это та категория, которая нарушала законы, изданные перед войной в 1940 году, - о запрете менять место работы, о прогуле и т.п. И когда говорят, что у Рокоссовского армия из уголовников была - то,мягко говоря, сочиняют. На фронт шли те, кто мало сидел. И их туда не гнали, а освобождали по указам и призывали в армию. А кто не мог служить, уходил из лагеря работать в народное хозяйство. Настоящие уголовники, особенно профессиональный воровской мир, в армию не рвались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Говорят, что там тоже определенный раскол был. Была категория, которая пошла воевать.

Станислав КУЗЬМИН. Это отдельная история. Из-за этого тюремный мир раскололся на три группы: две больших - «воры в законе» и отошедшие от «закона», и между ними «беспредел».

Андрей ФЕФЕЛОВ. Режим в лагерях был ужесточен на время войны?

Станислав КУЗЬМИН. Как только началась война - запретили переписку, свидания, радио, газеты. В общем, много страху нагнали. А вскоре одумались. Сотрудники работают с осужденными, информацией делятся, как дела на фронте обстоят. Поэтому всё возвратили назад.

Многих сотрудников тоже в армию призвали. И пошли в охрану женщины, пожилые, бойцы, ставшие инвалидами.

Андрей ФЕФЕЛОВ. После войны коллаборационисты большой сектор заключенных составили? Они шли по политическим статьям, я так понимаю?

Станислав КУЗЬМИН. Они шли по закону, который в 1943 году был принят. Для этой категории были созданы специальные лагеря. Каторга была введена для лиц, которые сотрудничали с немцами. Первый спецлагерь на территории Воркутинской области был организован, потом был организован ряд других лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Известно, что огромное количество архивов, связанных с делами заключенных, недоступно. Они хранятся в ФСБ.

Станислав КУЗЬМИН. Смотря, какие дела. Вот в обычном архиве МВД Украины семейное дело. Мужа-немца арестовали перед войной. Жена работала в Киевском театре оперы и балета. По своей инициативе выявила и сдала Гестапо конспиративную группу лиц, которая была оставлена в этом театре органами.

Немцы дали ей фольксдойче, вывезли в Чехословакию, там она тоже выявляла среди военнопленных тех, кто готовил побеги и т. п. Когда пришли наши, её арестовали и дали 25 лет за измену Родине. Она сидела в Мордовском лагере, попала под условно-досрочное освобождение, отсидев 8 лет из 25. А в 1961 году вышла книга, где описывалась деятельность подпольной группы в театре, и кто их вычислил и сдал. Группа была, естественно, расстреляна. По вновь открывшимся обстоятельствам её - снова в лагерь. И она 17 лет ещё отсидела.

Или дело, когда немцы десант выбрасывали в Коми. Дело хранилось в архиве МВД, и я как раз попал туда, когда Комитет начал определенные группы дел из МВД забирать себе. Мне сотрудница говорит: «Хотите посмотреть интересные дела?» Там я и нашел дело о немецком десанте, который выбрасывался для того, чтобы поднять осуждённых на мятеж.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Расскажите эту историю.

Станислав КУЗЬМИН. Десант состоял из числа военнопленных под командованием офицера Белой армии Николаева, который жил в Германии. 12 человек с двух самолетов десантировались в районе определенных лагерных пунктов. Вылетели они с Рижского аэродрома, летели сначала над морем, потом самолеты набрали высоту и летели вдоль реки Печоры. А там же никакой нашей авиации не было! У них 300 килограммов взрывчатки, радиостанция, одеты в форму НКВД, все документы. 36 пистолетов, не считая автоматического оружия. Пистолеты нужны были для того, что во время мятежа на лагерном пункте руководителей определенных групп осужденных вооружить.

Главная задача была - подняв мятеж среди осужденных, взорвать мост через реку Печору, чтобы лишить поставок нефти и воркутинского угля. Но когда они десантировались на рассвете, часовой увидел парашюты. Поднял тревогу, стали их разыскивать, завязался бой. Застрелили Николаева, остальные сдались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, закрыты только политические дела?

Станислав КУЗЬМИН. Не все. Например, Ларина, жена Бухарина, проходила как политическая, но её дело лежит в архиве УВД Кемеровской области, там я с ним ознакомился. У нее в деле и копии писем, которые она писала Берии, и рассказ, как она с ним в 1938 году встречалась в Москве. Он её специально вызывал в Москву из Мариинска, где она в сельскохозяйственном лагере отбывала наказание.

А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II.

В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 гг. работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

С 1970 года работал корреспондентом газет «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов первый в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете».

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

В ноябре 1993 года Проханов регистрирует новую газету - «Завтра» и становится её главным редактором. На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, в 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР.

Журналистская деятельность

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Литературная деятельность

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганистан

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:

  1. Сон о Кабуле
  2. И вот приходит ветер
  3. В островах охотник
  4. Африканист
  5. Последний солдат империи
  6. Красно-коричневый
  7. Господин Гексоген

Господин Гексоген

«Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

Малая проза

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами».

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Награды

  • орден Красного Знамени
  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден «Знак Почета»
  • орден Красной Звезды
  • премия Ленинского комсомола (1982) - за роман «Дерево в центре Кабула»
  • премия имени К. А. Федина (1980)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987)
  • премия МО СССР (1988)
  • премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998)
  • Международная Шолоховская премия (1998)
  • медаль «Защитнику Приднестровья»
  • премия «Честь имею» (2001)
  • Бунинская премия (2009) -за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи»
  • 23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»).

Работа на радио и телевидении

  • С 2007 года по настоящее время: постоянный гость радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» (по средам в 19.05)
  • С сентября 2009 на радиостанции Русская Служба Новостей по понедельникам в 21.05 выходит передача «Солдат Империи»
  • Один из постоянных участников телевизионных ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» (2003-2009 гг.) и «Поединок» (с 2010 г.).

Книги

На русском языке

Зарубежные издания

Альбомы живописи

  • - Сборник работ в стиле русского лубка (подарочное издание, в открытую продажу не поступало)

Театральные постановки произведений

  • 1984 - Иду в путь мой - По роману «Дерево в центре Кабула»; СССР, Чечено-Ингушский драматический театр; драм. А.Проханов, Л.Герчиков, пост. Р.Хакишев, худ. рук. М.Солцаев; гастроли: Москва - 1984, сцена МХАТ на Тверском бульваре, Ленинград - 1986

Кинофильмы/Экранизации

  • 1972 - Отчизна - Автор сценария, в соавторстве с В.Комиссаржевским; СССР, Центрнаучфильм, реж. А.Косачёв, В.Капитановский, С.Прошин, Ф.Фролов
  • 1983 - Место действия - По мотивам одноим. романа; СССР, Ленфильм, реж. А.Граник, сцен. Р.Тюрин
  • 1988 - Шурави - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм, реж. С.Нилов
  • 1988 - За всё заплачено - Автор сценария, в соавторстве с А.Салтыковым (по мотивам одноим. повести А.Смирнова); СССР, ТО «Экран», реж. А.Салтыков
  • 1991 - Ущелье духов - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм - Туркменфильм, реж. С.Нилов
  • 2010 - Охотники за караванами - По мотивам повести «Охотник за караванами» и рассказа «Мусульманская свадьба»; Россия, ГК «Star Media», реж. С.Чекалов, сцен. В.Бочанов