Законодательная база российской федерации. Заполнения и представления информации о расчете кредитного Сформируйте панель существенных рисков

Действует Редакция от 30.08.2004

Наименование документ ПИСЬМО ГТК РФ от 30.08.2004 N 01-06/31416 "О НАПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ ПРОФИЛЯ РИСКА И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ"
Вид документа письмо, методические рекомендации
Принявший орган гтк рф
Номер документа 01-06/31416
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.08.2004
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПИСЬМО ГТК РФ от 30.08.2004 N 01-06/31416 "О НАПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ ПРОФИЛЯ РИСКА И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ"

В столбце "Показатель индикатора риска" указываются точные (по возможности - цифровые) показатели соответствующих индикаторов риска.

Важно! При заполнении показателей индикаторов риска необходимо исходить из того, чтобы в дальнейшем автоматизированная система, которая будет. использоваться для целей доведения и применения профилей риска, обрабатывала указанные показатели индикаторов риска. Поэтому не допускается использование в качестве показателей индикаторов риска общих фраз и предложений, понятных человеку, но не поддающихся математической или логической формализации.

При указании показателей индикаторов риска могут также использоваться знаки " < ", " > ", " <= ", " >= ", а также иные логические выражения.

Ниже по Форме в области риска указываются остальные показатели области риска:

Таможенные процедуры, при которых применяется профиль риска (например, декларирование товаров или оформление начала процедуры ВТТ) <1>;

Субъекты ВЭД (их наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, вид субъекта ВЭД), если профиль риска действует в отношении конкретных субъектов ВЭД <2>;

Внешнеторговый контракт, в соответствии с которым перемещаются товары и транспортные средства, если профиль риска действует в отношении товаров, перевозимых по конкретному внешнеторговому контракту;

Таможенные органы, в которых подлежит применению профиль риска, если профиль риска будет действовать в регионе деятельности отделенных РТУ или таможен;

Виды транспортных средств, при перемещении на которых товаров подлежит применению профиль риска.

В поле "Код" напротив соответствующего таможенного режима указывается двузначный цифровой код таможенного режима <3>.

<1> Указание таможенных процедур определяет, в какой момент необходимо применить прямые меры по минимизации рисков.

<2> Если действие профиля риска направлено в отношении товаров, направленных в адрес иностранного получателя или перевозимых иностранным перевозчиком, то указываются данные о лице, известные на момент заполнения профиля риска.

<3> В соответствии с приказом ГТК России от 23.08.2000 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей".

Например: при перемещении товаров и транспортных средств с заявлением таможенного режима "Временный ввоз" в поле "Код" указывается число "31".

При анализе информации и заполнении профиля риска необходимо оценить, должен ли профиль риска действовать в отношении всех товаров, перемещаемых всеми субъектами ВЭД и во всех таможенных органах либо предусмотреть исключения из действия профиля риска.

В разделе "Исключения из действия ПР" в поле справа ставится крестик в соответствующем квадрате, в зависимости от того, будут предусмотрены исключения из действия профиля риска или нет.

В данном разделе могут быть указаны исключения из действия профиля риска в отношении следующих показателей:

Товаров с определенными характеристиками (например, способами упаковки, перевозки, хранения и др.)

Субъектов ВЭД

Таможенных органов <4>.

<4> При указании исключений по таможенным органам необходимо указывать только таможенные органы, в компетенцию которых входят таможенные операции, связанные с декларированием товаров, и иные таможенные операции (например, нет необходимости указывать в данной графе оперативные таможни или тыловые таможни)

В разделе "Прямые меры по минимизации рисков" указываются подлежащие применению при проведении таможенного контроля прямые меры по минимизации рисков в соответствии с Приложением 3 к Инструкции.

Данный раздел является одним из ключевых во всем профиле риска, поскольку определяется тот перечень "мер воздействия", который будет применен к товарам, перемещаемым субъектом ВЭД, если в отношении его партии товаров "срабатывает" профиль риска. Это подчеркивает значительность указания о прямых мерах по минимизации рисков и необходимость ответственного подхода должностного лица таможенного органа к определению перечня подлежащих применению мер по минимизации рисков при составлении проекта профиля риска.

В первой таблице под словом "Осуществить" указываются в соответствующих столбцах наименование и коды прямых мер по минимизации рисков, а также таможенные процедуры, при которых они применяются.

Например:

Прямые меры по минимизации рисков

Осуществить:
N п/п Описание Таможенные процедуры Код
1. Проверку документов и сведений (сверка сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в представленных декларантом документах). Декларирование товаров 101
2. Проведение дополнительного таможенного контроля до выпуска товаров должностными лицами ОКТО (ООТО и КТ) таможни (см. примечание). Декларирование товаров 614
Примечание. Частота и периодичность участия должностных лиц ОКТО таможни при проведении таможенного досмотра определяется, исходя из результатов анализа применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в настоящем ПР. Должностные лица ОКТО таможни могут принимать участие в проведении таможенного досмотра, решение об их участии принимает начальник таможни на основании письменного мотивированного обоснования начальника ОКТО таможни.

При определении таможенной процедуры, в момент производства которой должны быть применены прямые меры по минимизации рисков, нужно внимательно отнестись к возможности и необходимости применения конкретных прямых мер в момент выполнения таможенных процедур (например, декларирования товаров, выдачи разрешения на внутренний таможенный транзит (ВТТ), оформления завершения ВТТ).

Классификатор прямых мер по минимизации рисков, приведенный в Приложении 3 к Инструкции, отнюдь не ограничивает при разработке проектов профилей риска используемыми в классификаторе краткими и общими наименованиями прямых мер по минимизации рисков. Напротив, допускается и приветствуется конкретизация описания прямых мер по минимизации рисков (как приведено на рисунке выше). Также приветствуется заполнение поля "Примечание" с указанием, на что следует обратить внимание. Это может существенно помочь лицам, принимающим непосредственное участие в применении прямых мер по минимизации рисков.

В поле "Таможенный досмотр" напротив ставится крестик, в зависимости от того, предусматривается данным профилем риска производство таможенного досмотра или нет.

При этом необходимо понимать, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) таможенный досмотр рассматривается современном таможенном праве как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. Выборочный подход используется и в системе управления рисками: далеко не каждый профиль риска требует применения меры по минимизации рисков - таможенный досмотр.

Таможенный досмотр [ X ] Да [__] Нет

Нижеследующая таблица заполняется либо выбором из ограниченного множества альтернативных вариантов, либо набором текста с клавиатуры. В правом подразделе строк указывается соответствующий код в соответствии с Приложением 8 к Инструкции.

Выбирается время проведения таможенного досмотра (до выпуска или после выпуска товаров).

В поле "Подразделения, производящие таможенный досмотр" указываются наименования одного или нескольких подразделений, участвующих в проведении таможенного досмотра. Если в качестве таковых предлагаются иные подразделения, не перечисленные в Приложении 8 к Инструкции, их наименования указываются в данном поле. Если в качестве подразделений, производящих таможенный досмотр, указываются иные подразделения, кроме должностных лиц досмотровых подразделений ОТО и ТК (таможенного поста), в поле "Примечание" ниже обязательно должны быть описаны условия участия таких подразделений таможни в производстве таможенного досмотра.

Выбирается цель проведения досмотра: (идентификация товаров, выборочная проверка, прочее).

Указывается один из предложенных объемов проведения

Досмотра в % (10, 50, 100, Любой). Выбор варианта "Любой" означает, что при применении прямых мер по минимизации рисков таможенный досмотр может быть проведен в любом из предложенных объемов % (10, 50 или 100).

В поле "Степень досмотра" перечисляются наименования степени досмотра в соответствии с Приложением 8 к Инструкции. Перечень открытый и может быть дополнен.

В поле "Применение ТСТК" указываются наименования технических средств таможенного контроля, если какие-либо из них подлежат применению.

Следует отметить, что устанавливаемые требования к объему досмотра, его степени и применению тех или иных технических средств таможенного контроля должны ясно логически следовать из обозначенного критерия и характеристики риска, т.е. должны обладать качествами необходимости и достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Ниже заполняется таблица кода таможенного досмотра товаров в соответствии с Приложениями 2 и 8 к Инструкции. Несколько кодов в одном столбце перечисляются друг под другом без знаков препинания (если ячейка широкая, этого можно добиться проставлением одного или нескольких пробелов после каждого кода).

Например:

Время проведения досмотра До выпуска 1
Подразделение, проводящее досмотр Должностные лица досмотровых подразделений ОТО и ТК ТП, 1
должностные лица координирующего подразделения таможни 2
Цель досмотра Идентификация товара 2
Объем досмотра, % 50 2
Степень досмотра Выборочное взвешивание, 02
пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием 03
Применение ТСТК Без применения ТСТК 99
Коды соответствия с таблицей показателей, необходимых для формирования типа таможенного досмотра 1 1 2 2 02 9 99
2 03
Примечание

В поле "Примечание" под таблицами могут быть даны конкретизирующие пояснения к указанной информации о проведении таможенного досмотра (например, какие сведения необходимо указать в акте таможенного досмотра).

В разделе "Контактная информация" в поле "Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР" указываются наименования соответствующих подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в профиле риска, и актуализация профиля риска.

Заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия профиля риска и применения мер по минимизации рисков.

Заключительные положения

Если какая либо таблица Формы не подлежит заполнению, она должна быть либо полностью удалена (например, при отсутствии необходимости заполнять таблицы исключений применения профиля риска или таблицу таможенных процедур, при которых применяется профиль риска) либо удаляется только таблица, но оставляется альтернативный вариант наименования над таблицей

Например:

ПР применяется в отношении товаров, перевозимых всеми видами транспортных средств I

Лишние строки в заполняемых таблицах также должны быть удалены.

Примечания "за исключением (см. Исключения применения ПР)", если соответствующих области риска исключений нет, также убираются. Они созданы из альтернативных вариантов (строка и примечания и пустой вариант). В таких случаях нужно выбрать пустой вариант.

Нужно стараться, по возможности, уместить всю информацию о профиле риска на двух печатных листах формата А4. Если, например, в таблице индикаторов риска, примечаниях к прямым мерам по минимизации рисков или иных полях предполагается занесение большого объема информации, то такие сведения нужно оформлять приложением к проекту профиля риска.

Например: такое правило было применено при составлении профиля риска N 11/030804/00001 и профиля риска N 12/260804/00010.

Исключения из действия ПР [Х ] Есть [_] Нет
ПР не применяется к следующим категориям товаров:
Таблица заполняется, если ПР не подлежит применению в отношении отдельных категорий товаров
N п/п Наименование категорий товаров Код
1.
2.
Примечание:
ПР не применяется к товарам со следующими характеристиками:
Таблица заполняется, если ПР не подлежит применению в отношении товаров, имеющих особые характеристики
N п/п Описание характеристик
1.
2.
Примечание:
ПР не применяется в отношении следующих субъектов ВЭД:
Таблица заполняется, если ПР не подлежит применению в отношении отдельных субъектов ВЭД
N п/п Наименование ИНН КПП ОГРН Вид
1. получатель
2. получатель
Примечание:
ПР не применяется следующих таможенных органах:
Таблица заполняется, если ПР не подлежит применению в отдельных таможенных органах
N п/п Наименование таможенного органа Код
1.
2.
Примечание:

Для предоставления в территориальное учреждение Банка России информации о расчете кредитного риска (далее - расчете) кредитной организации необходимо использовать представленный шаблон таблицы в виде файла в формате Microsoft Excel.

Расчет предоставляется в целом по кредитной организации.

Наименование файла, содержащего заполненную кредитной организацией таблицу, составляется в соответствии с шаблоном вида: NN-RRRR.xls, где NN - код территориального образования, в котором зарегистрирована кредитная организация и который соответствует Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), а RRRR - регистрационный номер кредитной организации, присвоенный ей Банком России.

Например, файл с таблицей кредитной организации, находящейся в г. Москве (код по ОКАТО - 45) и имеющей регистрационный номер 4321, будет иметь наименование: 45-4321.xls.

В графе 3 таблицы указывается величина кредитного требования, подверженная риску дефолта (EAD), которая рассчитывается в соответствии с главой 4 пунктом 4.9 и подпунктом 4.10.3 пункта 4.10 Методических рекомендаций по реализации подхода к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков (далее - Методические рекомендации). Банк рассчитывает средневзвешенные значения EAD по каждому классу кредитных требований.

В графе 4 таблицы указывается вероятность дефолта (PD), которая рассчитывается в соответствии с главой 4 подпунктами 4.10.1 и 4.10.5 пункта 4.10 Методических рекомендаций. Банк рассчитывает средние значения PD по каждому классу кредитных требований.

В графе 5 таблицы указывается уровень потерь при дефолте (LGD), который рассчитывается в соответствии с главой 4 пунктом 4.9 и подпунктом 4.10.2 пункта 4.10 Методических рекомендаций. Банк рассчитывает средневзвешенные значения LGD по каждому классу кредитных требований. Для обеспеченных ссуд LGD рассчитывается в соответствии с формулой (11) Методических рекомендаций.

В графе 6 таблицы указывается срок до погашения кредитного требования (M), который рассчитывается в соответствии с главой 4 пунктом 4.8 Методических рекомендаций. Банк рассчитывает средние значения M по кредитным требованиям к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам и финансовым институтам.

В графе 7 таблицы указываются взвешенные по риску кредитные требования (), которые рассчитываются в соответствии с главой 4 пунктами 4.1 - 4.5 Методических рекомендаций. Банк рассчитывает по каждому классу кредитных требований.

В графе 8 таблицы указывается среднегодовой объем выручки заемщиков, включенных в подкласс кредитных требований к субъектам среднего и малого предпринимательства в соответствии с главой 2

Мирошников Вячеслав д.т.н., профессор, Брянский государственный технический университет

Филипчук Антон аспирант, Брянский государственный технический университет
Современные технологии управления , №12 за 2013 год

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющем уровень благосостояния общества в целом. Его развитие является одним из приоритетных направлений государственной экономической и социальной политики .

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в формировании региональных и местных бюджетов, определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, поддерживает конкуренцию в экономике, формирует новый социальный слой общества. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относятся вопросы, связанные с развитием и поддержкой МСП.

Кризис, начавшийся в 2008 году в финансовой сфере, существенно повлиял на экономическое развитие во всех странах. Являясь частью экономики страны, малый и средний бизнес оказался также под ударом проблем: усилившийся дефицит финансовых ресурсов, сокращение спроса на продукцию, рост задолженности со стороны покупателей. Согласно представленным Росстатом и ФНС России данным в 2009 году в Российской Федерации осуществляли деятельность 5 192 363 субъекта малого и среднего предпринимательства, их структура представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Структура малых и средних предприятий в 2009 году в Российской Федерации

Динамика, которая наблюдается с января по сентябрь 2009 года, имеет разнонаправленные векторы. Так, общее число микропредприятий и малых предприятий снизилось на 6,5%, а число средних предприятий увеличилось на 2,3%, также увеличилось и число индивидуальных предпринимателей на 2,85%. Подводя итоги можно отметить, что общее число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) выросло по сравнению с 1 января 2009 г. на 1% .

По итогам 2010 года по сравнению с 2009 и 2008 годами в целом по стране наблюдается отрицательная динамика по показателю количества малых предприятий (рис. 2). При этом в целом по стране отмечается положительная динамика по показателю объема оборота малых предприятий (рис. 3) .

Рисунок 2 Динамика количества малых предприятий

Итоги деятельности малых предприятий в 2010 году в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно положительные. В 45 регионах увеличилось количество зарегистрированных СМП на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на предприятиях отмечено в 36 регионах, объемов оборота малых предприятий – в 58 регионах .

Расходы федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2009 году составили 10,5 млрд. рублей. В 2009 году в федеральной финансовой программе выделен «Антикризисный пакет мер», направленные на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса. Так, на реализацию мероприятий «Антикризисного пакета мер» - гранты начинающим субъектам МСП на создание собственного бизнеса было выделено 1 607,202 млн. рублей, а данная программа реализовывалась в 66 регионах .

Рисунок 3 Динамика оборота малых предприятий

Возможность получения грантовой поддержки в самом начале предпринимательской деятельности – существенный стимул для граждан. Как показывает опрос, проведенные Исследовательским центром портала SuperJob.ru (май 2009 г.) 43% россиян, не имеющих постоянной работы, всерьез задумываются о том, чтобы открыть свое дело. При этом основные опасения связаны с привлечением финансов и отсутствием опыта .

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого софинансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя.

Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее 1 года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и предоставившие бизнес проект .

Анализируя эффективность бизнес проектов, на реализацию которых выделяется данная поддержка, приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств (расходы и доходы) относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. На этом фоне проведение количественной оценки инвестиционного проекта является необходимым, но недостаточным критерием, обеспечивающем уверенность в том, что выделенные под данный проект денежные средства смогут окупиться и в будущем принести определенную прибыль. Для обеспечения необходимой уверенности в правильности принятия положительного решения по предоставлению грантовой поддержки того или иного субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо провести качественный анализ представленного бизнес плана.

В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), прямого (PP) и дисконтированного (DPP) срока окупаемости проекта.

Главная задача качественного подхода состоит в выделении и идентификации возможных видов риска рассматриваемого бизнес-проекта, а также в определении и описании источников и факторов, влияющих на данный вид риска. Кроме того, качественный анализ предполагает описание возможного ущерба, его стоимостной оценки и мер по снижению или предотвращению риска.

Среди существующих методов качественного анализа, следует выделить FMEA-методологию. Данная методология представляет собой технологию по сбору и анализу возможностей возникновения дефектов и оценки их влияния на потребителя и эксплуатационные свойства изделия . Комплексный подход к проведению FMEA-анализа предлагается в данной статье адаптировать для проведения качественного анализа рисков инвестиционного проекта.

Возможность применения и адаптации методики FMEA обуславливается тем, что способ представления результатов комплексного анализа соответствует целям и способу представления результатов проведения качественного анализа рисков инвестиционного проекта. В ходе проведения FMEA-анализа идентифицируются возможные виды дефектов, производится определение и описание причин и последствий их возникновения, а также предлагаются мероприятия по минимизации или устранению потерь от проявления выделенных дефектов.

Рисунок 4 Блок-схема проведения качественной оценки рисков инвестиционного проекта

  1. Ознакомление с предложенными проектами. Председатель представляет для ознакомления членам конкурсной комиссии комплекты документов по предложенным проектам.
  2. Проведение количественной оценки рисков бизнес проектов.
  3. Определение видов потенциальных рисков способных оказать влияние на реализацию и конечный результат бизнес-планов, выбранных на предыдущем этапе работы, выделение их последствий и причин.
  4. Для всех описанных видов потенциальных дефектов определяют их последствия на основе опыта и знаний членов конкурсной комиссии. Для каждого последствия дефекта экспертно определяют балл значимости S при помощи таблицы баллов значимости (Таблица 1). Балл значимости изменяется от 1 (для наименее значимых рисков) до 10 (для наиболее значимых рисков).
Последствие
Критерии значимости последствия

Очень высокий ранг значимости, когда данный вид потенциального риска ведет к невыполнению бизнес-плана

Весьма высокий ранг значимости, когда данный вид потенциального риска ухудшает экономическую эффективность бизнес проекта и потенциально может являться причиной его срыва

Очень важное

Высокий ранг значимости потенциального риска, который оказывает существенное влияние на несколько экономических показателей эффективности бизнес-плана

Средний ранг значимости, когда эффективность бизнес-плана снижается ввиду ухудшения одного или нескольких из показателей его эффективности, что может затруднить его реализацию

Умеренное

Умеренный ранг значимости, когда эффективность бизнес-плана снижается за счет ухудшения его экономических показателей без снижения вероятности его выполнения

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно значительно снижение его результативности

Очень слабое

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно умеренное снижение его результативности

Незначительное

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно незначительное снижение его результативности

Очень незначительное

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно колебание некоторых показателей его эффективности

Отсутствует

Нет последствия
  1. Для каждого выявленного риска определяют балл воздействия I на ход процесса реализации бизнес-плана при помощи специальной таблицы. Балл воздействия изменяется от 1 (для рисков, не оказывающих влияние на проект) до 10 (для рисков, реализация которых провалит бизнес-план). Рекомендуемая шкала баллов воздействия, представлена в таблице 2.

Воздействие

Последствия воздействия

Абсолютное

Высокая вероятность того, что планируемые результаты не будут достигнуты

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 40-50%

Выше среднего

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 30-40%

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 20-30%

Минимальное

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 10-20%

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 5-10%

Очень низкое

Существенное использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Допустимое

Среднее использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Незначительное

Минимальное использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Отсутствует

Никакого реального воздействия на проект

  1. Для каждого выделенного риска определяется балл вероятности возникновения О в ходе реализации бизнес-плана при помощи специальной таблицы. Балл возникновения изменяется от 1 (для рисков, возникновение которых маловероятно) до 10 (для рисков, вероятность наступления которых не вызывает сомнения комиссии). Данная шкала базируется на субъективных критериях, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждения эксперта, его личный опыт. Пример шкалы баллов возникновения представлен в таблице 3.

Таблица 3 Пример шкалы баллов возникновения О

Вероятность наступления

Критерии возникновения риска

Очень высокая

Возникновение данного риска неизбежно

Очень высокая вероятность проявления риска

Высокая вероятность проявления данного риска

Частое возникновение рисков данного типа

Умеренная

Данный риск имеет равные шансы проявления и непроявления

Умеренное возникновение рисков данного типа

Редкое возникновение рисков данного типа

Вероятность проявления риска сведена к минимуму мероприятиями предусмотренными в бизнес-плане

Наступление риска предусмотрено в бизнес-плане

Наступление риска маловероятно

  1. После получения экспертных оценок S, I и О определяют приоритетное число риска проекта:

ПЧР = S I О (1)

Для рисков, имеющих несколько последствий, способных оказать влияние на конечный результат реализации бизнес-плана, определяется несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значение от 1 до 1000.

  1. Складывая, полученные в результате анализа данного проекта ПЧР, получаем приоритетное число риска проекта (ПЧРпр). Заранее должно быть определено и установлено граничное значение приоритетного числа риска (ПЧРгр). В случае если полученное расчетным путем ПЧРпр будет превышать ПЧРгр то данные проект не допускается для дальнейшего оценивания по конкурсу.
  2. Полученные по всем проектам ПЧРпр, кроме превышающих ПЧРгр, в протоколе проведения качественного анализа рисков располагаются в порядке возрастания значения ПЧРпр. Таким образом, проектам, с наименьшим ПЧРпр, предоставившим полный пакет документов, финансовые показатели которого соответствуют необходимым требованиям необходимо оказывать соответствующую грантовую поддержку.

В качестве примера применения данной методики, рассмотрим процесс оценки трех предприятий, занятых в принципиально разных направлениях ведениях бизнеса: организация производства пластиковых окон из ПВХ, организация рыболовного хозяйства и открытие туристического агентства.

Организация производства пластиковых окон является очень затратным проектом, в котором используется сложное технологическое оборудование и необходим квалифицированный персонал. Сметная стоимость представленного проекта составляет порядка 2 500 000 рублей, проект позволяет создать до 14 рабочих мест, следует отметить, что проект предусматривает модернизацию уже существующего предприятия с целью производства качественно новых категорий товаров. Количественная оценка рисков инвестиционного проекта, позволяет допустить его для дальнейшего оценивания в рамках конкурсного отбора. В целях проведения качественного анализа рисков данного инвестиционного проекта были выделены и описаны его основные риски, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Наименование риска

Описание

Технико-технологические риски

Приобретаемая техника, заявленная в бизнес-плане, является сложной с технической точки зрения, для работы на которой необходимо дополнительное обучение сотрудников. В связи с чем, потенциальные риски связаны с потерей времени при освоении новой техники сотрудниками и как следствие могут оказать влияние на сроки окупаемости проекта.

Экономические риски

Связаны, в первую очередь, с вероятностью недофинансирования.
В городе и области есть большое количество предприятий предоставляющих услуги по продаже и монтажу пластиковых окон, однако лишь 2 из них имеют собственную производственную базу. Выход на рынок нового предприятия потребует значительных финансовых затрат на проведение рекламных мероприятий.
Факторами, снижающим экономические риски, является то, что предприятие имеет собственную производственную базу и работает со сформировавшимся кругом поставщиков основных видов сырья и материалов.

Маркетинговые риски

Связаны в первую очередь с неполучением планируемых объемов прибыли ввиду ошибок в позиционировании товара и снижении планируемой цены реализации продукции для завоевания конкурентного преимущества на рынке.

Экологические риски

Предприятие не несет экологических рисков в связи с тем, что не занимается вредным производство, а лишь перерабатывает закупаемое сырье в конечную продукцию.

Социальные риски

Одним из факторов оказывающих существенное влияние на проект является кадровый голод, вызванный недостатком квалифицированных кадров для работы на современном обрабатывающем оборудовании.

Акционерные риски

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Основной учредитель представлен генеральным директором предприятия.

Правовые риски

Изменения законодательства, регламентирующего деятельность предприятия, не прогнозируется.

Открытие рыболовного хозяйства является менее затратным, сумма первоначальных инвестиций составляется порядка 750 000 рублей, требования по квалификации основного обслуживающего персонала средние, не требующие дополнительных знаний. Проект предусматривает на арендуемых площадях осуществлять выращивание рыбы для реализации в торговые сети и рестораны, кроме того в летний период на территории озера будут созданы условия для спортивного и любительского рыболовства. Количественная оценка показателей данного проекта положительна и позволяет допустить его для дальнейшего оценивания в рамках конкурсного отбора предприятий. Группой экспертов были выделены и описаны риски способные повлиять на реализацию данного бизнес проекта (Таблица 5).

Таблица 5 Оценка уровня рисков проекта

Наименование риска

Описание риска

Технико-технологические риски

Основной риск связан с соблюдением норм технологического процесса по выращиванию рыбы: поддержание оптимальной температуры водоема, наличия питательных веществ, освещенности, чистота водоема.

Экономические риски

Данная группа рисков связана с возможностью расторжения или отказа в заключении договоров на поставку продукции существующим или потенциальным фирмам-потребителям. Кроме того в отрасли намечается тенденция по созданию аналогичных фирм, что может вызвать увеличение конкуренции в отрасли.

Маркетинговые риски

Проявления маркетинговых рисков будет сведено к минимуму за счет того, что конечным потребителем продукции предприятия будут является крупные продуктовые магазины и рестораны, для которых продукция местного производства с учетом транспортных издержек окажется значительно дешевле чем аналоги из других регионов. Планируемый круглогодичный цикл производства продукции позволит уменьшить сезонные колебания в объемах поставляемой на рынок продукции.

Экологические риски

Планируемая деятельность не предполагает нанесение прямого или косвенного вреда окружающей среде.

Социальные риски

Минимальны, в связи с тем, что требования к обслуживающему персоналу не содержат специфических характеристик.

Акционерные риски

Правовые риски

Минимальные, т.к. изменений законодательства, регламентирующего деятельность предприятия, не прогнозируется.

Затраты по открытию туристического агентства в соответствии с бизнес планом составляют порядка 900 000 рублей. Проект предусматривает заключение договоров с различными гостиничными комплексами с целью предварительного заказа и размещения отдыхающих, кроме того агентство будет заниматься реализацией туров, предлагаемых крупными туроператорами. Количественная оценка рисков предлагаемого проекта позволяет допустить его для дальнейшего участия в конкурсном отборе. Группой экспертов были выявлены следующие категории рисков, способных оказать прямое или косвенное влияние на реализацию предлагаемого бизнес-плана (Таблица 6).

Таблица 6 Оценка уровня рисков проекта

Наименование риска

Описание риска

Технико-технологические риски

Отсутствуют в связи с тем, что в процессе основной деятельности предприятия не предполагается применение сложных технических и технологических процессов.

Экономические риски

Изменение налогов, пошлин и стоимости транспортных услуг напрямую влияют на стоимость предлагаемых агентством путевок, т.к. приобретение собственного парка автотранспортных средств не предусматривается.

Маркетинговые риски

Услуги туристических агентств всегда востребованы рынком, однако, на сегодняшней день, на территории города действует порядка 50 туристических агентств, оказывающих подобного рода услуги, в связи с чем, возможность завоевания доли на рынке и выход предприятия на планируемые объемы выручки и прибыли представляется довольно затруднительным.

Экологические риски

Данный тип рисков для предприятия отсутствует, т.к. основная деятельность не предполагает нанесение прямого или косвенного вреда окружающей среде.

Социальные риски

Минимальны т.к. требования к персоналу не предусматривают обладание особыми навыками и умениями.

Акционерные риски

Отсутствуют. Организационно-правовая форма предприятия – ИП.

Правовые риски

Данная группа рисков, в первую очередь, связана с введением запретов на выезд туристов в другие государства в связи с международными конфликтами, стихийными бедствиями и т.д.

Непредвиденные обстоятельства

К данной категории рисков относятся специфичные для туристического бизнеса обстоятельства, в которых сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства.

После выделения основных типов рисков, способных оказать влияние на реализацию бизнес идей, экспертами составляется сводная таблица и проводится обсуждение и оценка каждого из возможных видов риска по описанной выше методике. Результаты данной оценки представлены в таблице 7.

По результатам анализа наиболее рискованным является проект по созданию туристического агентства. Высокая рискованность данного вида бизнеса обусловлена насыщенностью рынка региона организациями, предоставляющими подобные услуги, а также высоким воздействием непредвиденных обстоятельств, которые в современных геополитических условиях являются сложно прогнозируемыми для рядовых граждан и сотрудников туристических агентств, но при этом являются основополагающими при формировании структуры спроса на предлагаемые услуги.

Вторым по уровню рискованности является проект по производству изделий из ПВХ. Высокое значение рисков данного проекта обусловлено экономическими рисками, связанными необходимостью постоянного притока финансирования в проект для его осуществления. Следующим фактором риска, на который следует обратить внимание при осуществлении деятельности предприятия, является социальная группа рисков в частиобеспечения предприятия квалифицированным персоналом, обладающим необходимыми навыками работы на современном высокотехнологичном оборудовании.

Проектом с минимальным уровнем риска является организация рыболовного хозяйства. В процессе реализации данного проекта следует уделять особое внимание технико-технологическим рискам, наступление которых при самом неблагоприятном сценарии может послужить причиной провала данного бизнес-плана.

Таблица 7 Пример проведения оценки бизнес-планов по методологии FMEA.

Как видно из приведенного примера качественного анализа рисков инвестиционного проекта на основе предлагаемой авторами модернизированной FMEA-методолгии данный подход позволяет выделить, описать и классифицировать предлагаемые бизнес идеи по степени рискованности. Кроме того, данный подход позволяет членам экспертной группы сделать рекомендации для грантополучателей на какие риски при реализации своих бизнес-проектов им следует обратить большее внимание для того чтобы избежать их наступление в будущем и успешно реализовать свой проект.

Список литературы:

  1. Горленко, О.А. Управление качеством в производственно-технических системах: учебник / О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Н.М. Борбаць. – Брянск: БГТУ, 2009. – 312 с.
  2. Мирошников, В. В. Управление качеством конструкторско-технологической подготовки производства на основе применения комплексной FMEA-методологи / В. В. Мирошников, А. А. Филипчук // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2010. - N 4. - С. 7-16.
  3. Аналитическая справка департамента экономического развития Брянской области: «Итоги деятельности малых предприятий Брянской области в 2009 году» .
  4. Аналитический отчет Минэкономразвития России: «О мониторинге исполнения в 2009 году законодательства, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства».
  5. Постановление Администрации Брянской области от 17 июня 2010 года №603 «О предоставлении субсидий начинающим субъектам МСП для создания собственного дела (грантовая поддержка)».
  6. Материалы исследовательского центра портала SuperJob.ru .
  7. Сайдумаев, Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий) / Ф.С. Сайдумаев, А.М. Шестоперов // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад.

11 - общероссийский профиль риска;

12 - региональный профиль риска;

13 - зональный профиль риска;

20 - целевой профиль риска;

32 - профиль риска на основе моделей;

55 - профиль риска, обязательный к применению;

77 - профиль риска для определения степени выборочности;

88 - зависимый профиль риска.

Приложение № 8
к

Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков

Технологическая операция, при которой выявляются риски

Характеристика риска

Меры по минимизации рисков ГСЧ на весь ПР
№ п/п Описание Обязательная Этап применения ГСЧ Код меры Главная мера
Примечания:
К мере с кодом
Текст примечаний
Таможенный досмотр
Период проведения досмотра
Подразделения, проводящие досмотр
Цель досмотра
Объем досмотра
Степень досмотра
Применение ТСТК
Частота проведения досмотра
Объект таможенного досмотра
Сокращенное содержание акта

Контактная информация

Приложение № 9
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками

Порядок заполнения профиля риска (проекта профиля риска)

1. В графе "Профиль риска (ПР) №" указывается регистрационный номер профиля риска (проекта профиля риска).

2. В графе "Вид ПР" указывается вид профиля риска в соответствии с классификатором видов профилей рисков, приведенным в приложении № 7 к Временной инструкции.

3. В графе "Срок действия профиля риска" указываются даты начала и окончания действия профиля риска. При указании даты начала действия профиля риска он подлежит применению с указываемой даты. При указании даты окончания действия профиля риска (для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных профилей рисков) такая дата будет считаться последним днем применения профиля риска. Для постоянных профилей рисков дата окончания действия профиля риска не указывается, в данном поле указывается "постоянный".

4. В графе "Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков" указываются четырехзначный код и наименование направления деятельности таможенных органов для выявления рисков в соответствии с приложением № 3 к Временной инструкции.

В случае если выявленному риску соответствует несколько направлений деятельности, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

В одном профиле риска может содержаться только один код направления деятельности.

5. В графе "Технологическая операция, при которой выявляются риски" указываются наименование технологической операции и двузначный код в соответствии с приложением № 6 к Временной инструкции.

Один профиль риска может содержать только один код технологической операции.

Поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставляется символ "X", если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров, В остальных случаях данное поле не заполняется.

6. В графе "Классификатор типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска" указывается четырехзначный код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

В случае если выявленному риску соответствует несколько кодов типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

Один профиль риска может содержать только один код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

7. В графе "Выявление" указывается тип формализации профиля риска ("Автоматический ПР", "Автоматизированный ПР", "Неформализованный ПР").

Графа "Выявление" заполняется специальным программным средством автоматически в зависимости от состава используемых индикаторов риска, наличия неформализованных признаков и кода технологической операции.

8. В графе "Описание риска" указывается характеристика данного риска на основе обозначенного типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска с указанием конкретной информации о данном риске.

В случае, если профиль риска содержит индикаторы риска и другие показатели области риска, в том числе исключения из нее, то в графе "Описание риска" указывается соответствующая отметка "Примечание: Индикаторы риска и показатели области риска см. в приложении".

Для неформализованных профилей рисков в графе "Описание риска" указываются неформализованные индикаторы риска, в том числе (при необходимости) описание особенностей выявления риска.

9. В разделе "Меры по минимизации рисков" указываются меры по минимизации рисков, подлежащие применению в случае выявления риска.

10. В графе "№ п/п" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается порядковый номер меры по минимизации риска, внесенной в данный раздел профиля риска.

11. В графе "Описание" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится наименование меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

12. В графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается признак обязательности применения меры по минимизации риска.

Допускается указание одного из двух значений:

- "да", если мера по минимизации риска должна быть применена в обязательном порядке во всех случаях, когда риск считается выявленным;

- "нет", если мера по минимизации риска применяется в соответствии с генератором случайных чисел либо применение меры зависит от факта и результатов применения иных мер по минимизации рисков данного профиля риска, либо особенности и случаи применения меры по минимизации риска определены примечаниями к ней в данном разделе формы профиля риска.

13. Графа "Этап применения" раздела "Меры по минимизации рисков" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В данной графе указывается один из трех возможных кодов, определяющих этап применения меры по минимизации риска и внесения соответствующей информации в электронный Отчет:

1) код "1" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе регистрации ДТ, в том числе в ходе документального контроля ДТ. Код "1" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна при регистрации ДТ или в ходе ее документального контроля (например, для мер по минимизации рисков с кодами "109", "110", "204", "105", "106", "613", "614", "601", "602", "603", "604", "605", "606", "607", "608", "609", "610", "611", "612", "615" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

2) код "2" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе активации функции принятия решения о выпуске товаров (отказе в выпуске, принятия решения об отзыве ДТ) либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции). Код "2" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна в момент активации функции принятия решения о выпуске товаров либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции) (например, для мер по минимизации рисков с кодами "623", "624", "625", "626", "630", "641" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

3) код "3" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапах, предусмотренных для кодов "1" и "2".

14. В графе "ГСЧ" указывается параметр генератора случайных чисел (далее - ГСЧ), который устанавливает значение частоты применения меры по минимизации риска на основе использования ГСЧ в формате "1:N", где N - максимальное значение числового ряда, из которого выбирается случайное число.

При указании кода этапа применения меры по минимизации риска "3" необходимо учитывать, что значение N должно быть в два раза больше количества ДТ, в отношении которых целесообразно применять меры по минимизации рисков в соответствии с ГСЧ.

При указании параметра ГСЧ для нескольких мер по минимизации рисков частота применения каждой из мер генерируется специальным программным средством, используемым для целей выявления риска, изолированно друг от друга.

При отсутствии заданного параметра ГСЧ для соответствующей меры по минимизации риска в данной графе указывается значение "нет".

Любые из мер по минимизации рисков могут выявляться специальным программным средством на основе использования ГСЧ.

Параметр ГСЧ может быть определен одновременно для всех мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, путем проставления отметки "да" в поле "ГСЧ на весь ПР". Наличие отметки "да" исключает возможность установления параметра ГСЧ индивидуально на каждую меру по минимизации риска. Наличие отметки "нет" в поле "ГСЧ на весь ПР" позволяет установить параметр ГСЧ с индивидуальным значением на любую из мер по минимизации рисков, содержащуюся в профиле риска.

15. В графе "Код меры" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

16. В графе "Главная мера" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции, в зависимости от факта применения которой должна применяться соответствующая мера по минимизации риска (например, если таможенная экспертиза товаров должна проводиться только в случае отбора проб и образцов товаров, то для меры по минимизации риска с кодом "601" в графе "Главная мера" необходимо указать код "204").

Если мера по минимизации риска применяется вне зависимости от других мер по минимизации рисков, то данная графа не заполняется.

17. В графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается информация о порядке применения перечисленных мер по минимизации рисков.

Если в графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указан признак "нет", то в графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" необходимо указать особенности и четкие условия применения меры.

В данном случае в тексте примечаний не допускается указание рамочных формулировок, а также иных сведений, на основании которых должностное лицо таможенного органа не сможет единообразно и однозначно принять решение о необходимости применения мер по минимизации рисков.

В примечаниях к мерам по минимизации рисков не допускается указывать особенности совершения таможенных операций или порядок принятия каких-либо решений, определенные иными правовыми актами. В данном случае в тексте примечаний указывается ссылка на соответствующие положения правовых актов.

18. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" состоит из двух элементов:

- "К мере с кодом", в котором указывается код меры по минимизации риска, к которой приводится примечание;

- "Текст примечаний", в котором указывается текст соответствующего примечания.

Специальное программное средство, используемое при разработке проектов профилей рисков и при визуализации должностному лицу мер по минимизации рисков, обеспечивает возможность скрытия графы "Примечания" к необязательным мерам, если они не применяются по условиям профиля риска (в том числе в зависимости от значения графы "Главная мера") либо параметра ГСЧ.

Допускается формирование одной графы "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" одновременно для нескольких мер по минимизации рисков.

19. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" в случае наличия в профиле риска меры по минимизации риска "Таможенный досмотр" заполняется с учетом следующих особенностей.

Графа заполняется в обязательном порядке в следующих случаях:

1) в поле "Период проведения досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "После выпуска". В данном случае в примечаниях необходимо указать особенности проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и порядка принятия решения о его проведении;

2) в поле "Подразделения, проводящие досмотр" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Подразделение таможенного досмотра таможенного поста с участием подразделений таможни, РТУ, ФТС России". В данном случае в примечаниях необходимо указать наименования подразделений, участвующих и/или присутствующих в (при) проведении таможенного досмотра;

3) в поле "Цель досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Выборочная проверка". В данном случае в примечаниях необходимо указать объекты для выборочной проверки в ходе таможенного досмотра, а также особенности ее проведения;

4) в любом из полей раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Любой", "Любая" или "Прочее". В данном случае в примечаниях необходимо указать обстоятельства, в зависимости от которых должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении таможенного досмотра, может однозначно определить конкретные характеристики таможенного досмотра и особенности его проведения.

20. Раздел "Таможенный досмотр" визуализируется специальным программным средством при наличии в профиле риска (проекте профиля риска) меры по минимизации риска с кодом "109" или "110".

21. В разделе "Таможенный досмотр" формируется таблица с характеристиками таможенного досмотра:

- "Период проведения досмотра";

- "Подразделения, проводящие досмотр";

- "Цель досмотра";

- "Объем досмотра";

- "Степень досмотра";

- "Частота проведения досмотра";

- "Объект таможенного досмотра".

- "Сокращенное содержание акта".

В таблице с характеристиками таможенного досмотра в каждой строке указывается код (коды) и наименование соответствующей характеристики в соответствии с приложением № 15 к Временной инструкции.

Если характеристики таможенного досмотра, установленные для мер по минимизации рисков с кодами "109" и "110", предусматривают необходимость взятия проб и образцов, в профиль риска обязательно включаются мера по минимизации риска с кодом "204".

22. В графе "Ответственные подразделения по контролю за действием профиля риска" раздела "Контактная информация" указываются краткие наименования ответственных подразделений по контролю за действием профиля риска, в том числе сокращенные наименования подразделений в соответствии с Классификатором структурных подразделений.

23. В графе "Ответственное лицо" раздела "Контактная информация" указываются контактные данные (сокращенное наименование подразделения, должность, Ф.И.О, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты) должностного лица, разработавшего проект профиля риска либо уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения профиля риска и мер по минимизации рисков.

Если профиль риска был существенно доработан в сравнении с его проектом (кроме редакционных изменений) или предыдущей версией, то в качестве контактного лица указывается должностное лицо, подготовившее новую версию профиля риска.

24. В приложении к профилю риска в зависимости от его области риска может формироваться раздел "Индикаторы риска и показатели области риска".

В разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" на основе сведений, внесенных уполномоченным должностным лицом при разработке проекта профиля риска, специальным программным средством формируются таблицы индикаторов риска и их значений, исключений из области риска, уточненного описания товаров (при наличии).

Для динамических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора и значение отклонения от заданных параметров, при достижении (недостижении) которого данный индикатор риска учитывается при выявлении риска.

Для семантических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора, заданные значения его показателя, пороговые значения релевантности и параметры чувствительности.

25. Для неформализованных индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" или в примечании к графе "Описание риска" указываются условия, при которых результат проверки неформализованного индикатора риска является положительным или отрицательным.

26. К проекту профиля риска в обязательном порядке формируется и прилагается пояснительная записка.

27. В специальном программном средстве раздел "Пояснительная записка к ПР №" для утвержденных профилей рисков не визуализируется, за исключением режима просмотра профиля риска для пользователей подразделений ФТС России, РТУ и таможен с соответствующей типовой ролью доступа.

28. В разделе "Пояснительная записка к ПР №" указываются следующие сведения:

1) источники информации, на основании анализа которых разработан проект профиля риска;

2) реквизиты целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

3) описание логических и расчетных операций, использованных при выявлении риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" и "77");

4) оценка уровня риска с описанием потенциальных негативных последствий риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" либо проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

5) предполагаемый эффект от применения профиля риска, в том числе в привязке к критериям эффективности профилей рисков, используемых в методиках оценки эффективности деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками;

6) результаты применения целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе целевых методик выявления рисков); описание модели оценки уровня риска (для проектов профилей рисков с кодом вида "32");

7) предлагаемый вид профиля риска и срок его действия;

8) описание приложений к проекту профиля риска (при их наличии);

9) расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска (для каждой из мер по минимизации рисков, указанных в профиле риска) (кроме проектов целевых профилей рисков);

10) детальное обоснование указания в области риска или в исключениях из области риска сведений о лицах (в случае если область риска проектов профилей рисков и исключения из области риска содержат ИНН, КПП, ОГРН, ИТН, названия участников ВЭД, Ф.И.О, паспортные данные физических лиц и иные сведения, индикаторы риска, их комбинации, позволяющие выделить либо исключить из области риска товарные партии отдельных юридических и физических лиц) (кроме проектов целевых профилей рисков);

11) результаты экономического, товароведческого, математического и статистического анализа ценовой информации и иные сведения, используемые при формировании значений индикаторов риска в соответствии с порядком, доведенным ФТС России отдельным правовым актом, если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров (в поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставлен символ "X").

29. Расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, имеющим автоматический или автоматизированный тип выявления, определяется с использованием АПС "Тестирования и анализа профилей риска" по двум периодам, в каждом из которых отбирается до 30 дней:

Период прошлого года, сопоставимый с предполагаемым периодом действия разрабатываемого профиля риска;

Прошедший календарный период, равный периоду действия разрабатываемого профиля риска.

Например, если проект профиля риска разработан 1 октября 2013 года и предполагает свое действие на 6 месяцев, то расчет проводится с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года и с 1 апреля по 30 сентября 2013 года.

Если проект профиля риска имеет срок действия более 6 месяцев либо "постоянный", продолжительность каждого из периодов, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, должна быть равна 6 месяцам.

При невозможности расчета количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, по вышеуказанным периодам и/или при проведении соответствующих расчетов за иные периоды в пояснительной записке к профилю риска приводятся соответствующие причины.

Если при рассмотрении и согласовании проекта профиля риска в его область риска (индикаторы риска), исключения из области риска, перечень мер по минимизации рисков и порядок их применения вносились изменения, то расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, определяется по последней версии проекта профиля риска.

Допускается неоднократный расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска.

Для проектов автоматических и автоматизированных профилей рисков (кроме целевых), разрабатываемых на технологическую операцию с кодом "05", и при наличии технической возможности на иные технологические операции использование АПС "Тестирования и анализа профилей риска" является обязательным. Для проектов иных профилей рисков расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков, содержащиеся в нем, осуществляется с использованием экспертного метода и самостоятельно проведенных расчетов за весь предполагаемый период его действия.

Тестирование проектов профилей рисков, профилей рисков с кодами видов "77" и "88" не осуществляется. При тестировании проектов профилей рисков, профилей рисков в область которых включены динамические индикаторы риска, проверка по ним всегда считается сработавшей. Проверка по динамическому индикатору риска при осуществлении тестирования проекта профиля риска, профиля риска на конкретной декларации на товары, осуществляется.

30. Дня проектов автоматизированных зональных, региональных и общероссийских профилей рисков (с кодами вида "11", "12", "13" и "55"), разработанных на технологическую операцию с кодом "05", в пояснительной записке или в приложении к ней должны быть приведены детальные функциональные требования на доработку программных средств ЕАИС таможенных органов, предложений об актуализации справочников и классификаторов, реализация которых позволит исключить из проекта профиля риска неформализованные индикаторы риска и сформировать автоматический профиль риска.

31. К пояснительной записке к проекту профиля риска могут быть сформированы приложения, обосновывающие целесообразность разработки проекта профиля риска либо подтверждающие сведения, приведенные в пояснительной записке.

Специальное программное средство, используемое для разработки проектов профилей рисков, обеспечивает формирование, хранение и доступ к приложениям к пояснительной записке в электронном виде.

Общий размер приложений к пояснительной записке не должен превышать 5 Мбайт.

Приложения формируются в виде архивных файлов либо в виде сканированных изображений формата JPEG.

32. К проекту профиля риска в специальном программном средстве должен быть приложен сканированный образ документа, которым был утвержден проект профиля риска (письмо или докладная/служебная записка).

33. Пояснительные записки утвержденных профилей рисков и сканированные образы документов, которым был утвержден проект профиля риска, недоступны для просмотра в таможенных органах, за исключением уполномоченных должностных лиц координирующего подразделения ФТС России, а также структурных подразделений ФТС России, координирующих и структурных подразделений РТУ либо таможни, разработавших профиль риска либо имеющих соответствующую типовую роль доступа.

34. Специальное программное средство с учетом типовой роли пользователя обеспечивает возможность просмотра для утвержденного профиля риска всех версий проектов соответствующего профиля риска, предложений об актуализации профиля риска, пояснительных записок к ним и принятых по ним решений (присвоенных статусов).

35. Пояснительная записка к проекту профиля риска не составляется при одновременном соблюдении следующих условий:

Рассматриваемый проект профиля риска поступил из подчиненного таможенного органа;

Проект профиля риска, пояснительная записка к нему и приложения, сформированные подчиненным таможенным органом, составлены в соответствии с положениями Временной инструкции и настоящего порядка;

К проекту профиля риска и пояснительной записке отсутствуют замечания и предложения по их доработке (в том числе по региону и сроку действия профиля риска).

Решение о соблюдении вышеуказанных условий и об отсутствии целесообразности формирования пояснительной записки принимается уполномоченными должностными лицами координирующих подразделений и фиксируется в графе "Примечания" Журнала.

Специальное программное средство обеспечивает возможность просмотра и печати пояснительной записки и приложений к ней, сформированных подчиненным таможенным органом.

36. При формировании проекта профиля риска уполномоченные должностные лица должны исходить из требования максимальной автоматизации процесса выявления риска, содержащегося в профиле риска, а также минимизации количества партий товаров, по которым риск будет считаться невыявленным по результатам проверки неформализованных индикаторов риска.

С учетом указанного требования профиль риска по возможности не должен содержать неформализованные индикаторы риска.

Приложение № 10
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Условия применения

Количественный метод удобно применять, когда:

Допустимый риск может быть определен в численной форме (например, определенное последствие не должно произойти чаще, чем один раз в 10 4 лет);

Заданы численные планируемые (ожидаемые) значения полноты безопасности для систем, связанных с безопасностью.

Метод, в частности, применим, когда модель риска соответствует моделям, показанным на рис. 1 и 2 приложения 5 к настоящему стандарту.

2.Общий метод

Модель, используемая для иллюстрации общих принципов, показана на рис. 1 приложения 5. Ключевые шаги в методе, которые должны быть выполнены для каждой функции безопасности, которая будет выполняться Э/Э/ЭП системой, связанной с безопасностью, следующие:

Определение допустимого риска из таблицы, такой как табл. 1 приложения 6;

Определение риска оборудования, находящегося под управлением (ОПУ);

Определение необходимого снижения риска для достижения допустимого риска;

Распределение необходимого снижения риска по Э/Э/ЭП системам, связанным с безопасностью, системам, связанным с безопасностью, основанным на других технологиях, и внешним средствам снижения риска.

Таблица 1 приложения 6 к настоящему стандарту, заполненная частотами возникновения риска, позволяет определить планируемый (ожидаемый) допустимый риск (F t ).

Частота, связанная с риском, который существует для ОПУ, включая систему управления ОПУ и человеческий фактор (риск ОПУ), в отсутствие любых защитных мер, может быть оценена с использованием численных методов оценки риска. Это частота, с которой может происходить опасное событие в отсутствие защитных мер (F np ), - является одним из двух компонентов риска ОПУ. Другой компонент риска - последствие опасного случая. F np - может быть определен с помощью

Анализа частоты (коэффициента) отказов в сопоставимых ситуациях;

Данных из уместных баз данных;

Расчетов с применением соответствующих методов прогноза.

Стандарты, указанные в приложении 5 к настоящему стандарту, содержат ограничения на минимальные частоты отказов, которые могут потребоваться для систем управления ОПУ. Если требуется, чтобы система управления ОПУ имела частоту отказов меньшую, чем минимальная частота отказов, то система управления ОПУ будет рассматриваться как система, связанная с безопасностью, и на нее будут распространяться все требования настоящего стандарта для систем, связанных с безопасностью.

3. Пример расчета

На рис. 1 показан пример расчета планируемой (ожидаемой) полноты безопасности для одиночной системы, связанной с безопасностью. Для этой ситуации

PFD avg £ F t /F np ,

где PFD avg - средняя вероятность отказа по требованию (по обращению) защитной системы (системы защиты), связанной с безопасностью, работающей в режиме низкой частоты обращений (см. раздел настоящего 7 стандарта);

F t - частота допустимого риска;

F np - частота риска при наличии защитных мер.

Можно заметить, что определение F np для ОПУ важно из-за его отношения к PFD avg и, следовательно, к уровню полноты безопасности системы, связанной с безопасностью.

Необходимые шаги в получении уровня полноты безопасности (когда последствия С остаются постоянными, как на рис. 1) для ситуации, где полное необходимое сокращение риска достигнуто единственной системой защиты, связанной с безопасностью, которая должна уменьшить частоту опасных событий, как минимум, с F np до F t , следующие:

Определение частоты событий риска без каких-либо дополнительных защитных мер (F np );

Определение последствий С без добавления каких-либо дополнительных мер безопасности;

Определение (с использованием табл. 1 приложения 6), достигнут ли для частоты F np и последствий С допустимый риск. Если на основании таблицы 1 это приводит к риску класса I, то требуется дальнейшее сокращение риска. Риски классов IV или III были бы допустимыми рисками. Риск класса II потребовал бы дополнительного изучения;

Примечание - Таблица 1 приложения 6 используется для проверки, требуются ли или нет дальнейшие меры по снижению риска до тех пор, пока не окажется возможным достижение допустимого риска без каких-либо дополнительных защитных мер.

Определение вероятности отказа по запросу (отказа по требованию) для системы защиты, связанной с безопасностью, (PFD avg ) для достижения необходимого сокращения риска (DR ). Для постоянных последствий в определенной описанной ситуации, PFD avg = (F t /F np ) - DR ;

Для PFD avg = (F t /F np ) уровень полноты безопасности может быть получен из таблицы 2, приведенной в разделе 7 настоящего стандарта (например, для PFD avg = 10 -2 - 10 -3 , уровень полноты безопасности равен 2).

Рис. 1. Распределение полноты безопасности: пример системы защиты, относящейся к безопасности

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ - МЕТОД ГРАФА РИСКА

1. Условия применения

Настоящее приложение описывает графический метод оценки риска (метод графа риска), который является качественным методом, и который позволяет определить уровень полноты безопасности системы, относящейся к безопасности, исходя из знаний факторов риска, связанных с ОПУ и системой управления ОПУ. Его удобно применять, когда модель риска такая, как показано на рис. 1 и 2 приложения 5.

В случаях, когда для упрощения рассмотрения вопросов безопасности принимают качественный подход, вводят ряд параметров, которые вместе описывают природу опасной ситуации, когда система, связанная с безопасностью, отказывает или находится вне доступа. Из каждого из четырех наборов выбирают один параметр, и выбранные параметры затем объединяют, чтобы определить место положения систем, связанных с безопасностью. Эти параметры

Позволяют сделать градуировку рисков по значению и

2. Синтез графа риска

Нижеследующие упрощенные процедуры основаны на выражении

R = f ×C ,

где R - риск в отсутствие системы, связанной с безопасностью;

f - частота приводящего к ущербу события в отсутствие системы, связанной с безопасностью;

С - последствия приводящего к ущербу события (последствие должно быть отнесено к ущербу, связанному с здоровьем и безопасностью или ущербом, нанесенным окружающей среде).

Частота приводящих к ущербу событий f в этом случае определяется тремя влияющими факторами

Частотой и временем пребывания в опасной зоне;

Вероятностью избежания приводящего к ущербу события;

Вероятностью наступления приводящего к ущербу события в отсутствие какой-либо системы, относящейся к безопасности, (но имеющей в наличии внешние средства снижения риска) - ее называют вероятностью нежелательного события.

Она производит четыре следующих параметра

Последствие приводящего к ущербу события (С );

Частоту и время подтверждения воздействию в опасной зоне (F );

Вероятность неудачи в избежании приводящего к ущербу события (Р )

Вероятность нежелательного события (W ).

3. Другие возможные параметры риска

Полагается, что определенные выше параметры риска являются в достаточной степени родовыми, чтобы их можно было распространять на широкий диапазон применений. Могут, однако, быть применения, которые требуют введения дополнительных параметров. Например, использование новых технологий (технических средств) в ОПУ и системах управления ОПУ. Назначение дополнительных параметров состояло бы в более точной оценке необходимого сокращения риска (см. рис. 1 приложения 5).

Рис. 1 - Граф риска: Общая схема

4. Выполнение графа риска

Комбинация параметров риска, описанных выше, позволяет получить граф риск в виде, показанном на рис. 1: С A < С В < С С < C D ; F A < F B ; P A < P B ; W 1 < W 2 < W 3 . Толкование этого графа риска следующее:

Использование параметров риска С , F и Р приводит к ряду исходов X 1 , X 2 , Х 3 ,..., Х n (точное число зависит от области применения, чтобы быть покрытой графом риска). Рис. 1 показывает ситуацию, при которой не обеспечивается никакой дополнительный вклад для более серьезных последствий. Каждый из этих исходов отображается на одной из трех шкал (W 1 , W 2 или W 3). Каждая точка этих шкал обозначает необходимую полноту безопасности, которая должна быть достигнута с помощью рассматриваемой Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью. На практике будут ситуации, когда для специфических последствий одиночная Э/Э/ЭП система, связанная с безопасностью, не позволит достичь необходимого снижения риска.

Отображение на шкалах W 1 , W 2 или W 3 позволяет ввести для использования другие меры снижения риска. То есть, шкала W 3 предусматривает минимальное снижение риска, внесенное другими средствами (то есть, самую высокую вероятность имеющего место нежелательного происшествия), шкала W 2 предусматривает средний вклад, и шкала W 1 - максимальный вклад. Для специфических промежуточных точек графа риска (например, X 1 , X 2 ... или Х 6) или для специфической шкалы W (например, W 1 , W 2 или W 3) финальный выход (исход) графа риска дает уровень полноты безопасности Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью (например, 1, 2, 3 или 4) и требуемые средства снижения риска для этой системы. Это снижение риска, вместе со снижением риска, достигаемым с помощью других мер (например, с помощью систем, связанных с безопасностью, основанных на других технологиях, и внешних средств снижения риска), которые принимаются в расчет с помощью механизма W -шкал, дает необходимое снижение риска для специфической ситуации.

Параметры, обозначенные на рис. 1 (С A , C B , C C , C D , F A , F B , P A , P B , W 1 , W 2 , W 3), и их содержимое должны были бы точно определены для каждой конкретной ситуации или сопоставимой отрасли промышленности.

5. Пример графа риска

Выполнение графа риска, основанного на данных таблицы 1 приложения 6, показано на рис. 2. Использование параметров риска С , F , и Р приводит к одному из восьми выходов (исходов). Каждый из этих выходов (исходов) обозначается на одной из трех шкал (W 1 , W 2 и W 3). Каждая точка на этих шкалах (а , b , с , d , e , g и h ) является обозначением необходимого сокращения риска, который должен быть достигнут системой, связанной с безопасностью.

Рис. 2 - Граф риска: пример (иллюстрирует лишь основные принципы)

Таблица 1

Данные к примеру графа риска (рис. 2)

Параметр риска

Классификация

Комментарии

Последствия (С )

Несущественный ущерб

1 Система классификации была разработана для рассмотрения вопроса нанесения вреда здоровью и жизни людей. Для рассмотрения нанесения вреда окружающей среде или материального ущерба должны бы быть разработаны другие схемы классификации.

2 Для интерпретации С 1 , С 2 , С 3 и С 4 должны быть приняты во внимание катастрофа (несчастный случай) и нормальное спасение

Серьезный долговременный (permanent) ущерб одному лицу

или большему числу лиц;

Смерть одного лица, смерть нескольких лиц;

Гибель очень большого числа людей

Частота и время воздействия опасности в опасной зоне (F )

От редкого до более частого подтверждения опасности в опасной зоне.

Частое или непрерывное подтверждение опасности в опасной зоне

3 См. комментарий 1 (выше)

Вероятность избегания (избежания) опасного события (Р )

Возможно при некоторых условиях

4 Этот параметр учитывает (принимает в расчет)

Почти невозможно

Режим процесса (контролируемый (например, квалифицированным или неквалифицированным лицом) или неконтролируемый);

Скорость развития приводящего к ущербу события (например, неожиданно, быстро или медленно);

Легкость распознавания опасности (например, обнаруживается немедленно, обнаруживается техническими средствами или обнаруживается без технических средств);

Избежание (избегание, уклонение от) опасного события (например, возможны запасные пути, не возможно или возможно при некоторых условиях);

Имеющийся реальный опыт спасения (такой опыт может иметь место в идентичном ОПУ или похожем ОПУ, либо может отсутствовать)

Вероятность нежелательных происшествий (W )

Очень небольшая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и только несколько нежелательных

5 Назначение (цель) W -фактора состоит в приблизительной оценке частоты появления нежелательного происшествия без применения каких-либо систем, относящихся к безопасности (Э/Э/ЭП систем или систем, основанных на других технологиях), но с использованием любых внешних средств снижения риска.

происшествий возможно Небольшая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и несколько нежелательных происшествий возможно Относительно высокая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и возможны частые нежелательные происшествия

6 Если имеется небольшой или отсутствует опыт применения ОПУ или систем управления ОПУ, либо подобных ОПУ и систем управления ОПУ, приблизительная оценка W -фактора может быть сделана путем расчета. В этом случае должен быть использован наихудший прогноз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ - МАТРИЦА КРИТИЧНОСТИ СОБЫТИЙ

1. Условия применения

Численный (количественный) метод, описанный в приложении 6, не применим, когда риск (или частота его появления) не могут быть определены количественно. Настоящее приложение описывает метод матрицы серьезности (критичности) приводящих к ущербу событий, который относится к качественному методу и позволяет определить уровень полноты безопасности Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью (ССБ), на основании знаний факторов риска, связанных с оборудованием, находящимся под управлением (ОПУ), и системой управления ОПУ. Он практически применим, когда модель риска такая, как показано на рис. 1 и 2 приложения 5.

Схема, приведенная в настоящем приложении, предполагает, что каждая система, связанная с безопасностью (ССБ), и внешние средства снижения риска являются независимыми.

2. Матрица серьезности (критичности) приводящих к ущербу событий

В основу матрицы положены следующие обязательные требования:

a) системы, связанные с безопасностью (ССБ), (Э/Э/ЭП или ССБ, основанные на других технологиях), вместе с внешними средствами снижения риска являются независимыми;

b) каждая система, связанная с безопасностью (Э/Э/ЭП или ССБ, основанная на другой технологии), вместе с внешними средствами снижения риска рассматриваются как слои защиты, которые обеспечивают по своим собственным правилам (возможностям) частичные сокращения риска, как показано на рис. 1 приложения 5.

Примечание - Это допущение справедливо только, если выполняются регулярные контрольные испытания слоев защиты.

c) увеличение уровня полноты безопасности достигается тогда, когда добавляется один слой защиты (b), см. выше);

d) используется только одна Э/Э/ЭП система, связанная с безопасностью, (но она может быть объединена с системой, связанной с безопасностью, основанной на другой технологии, и/или с внешним средством снижения риска).

Приведенные выше рассуждения подводят к матрице серьезности приводящих к ущербу событий, показанной на рис. 1. Следует отметить, что матрица заполнена примерными данными для иллюстрации общих принципов. Для каждой конкретной ситуации или сектора сопоставимой отрасли промышленности может быть построена своя матрица, подобная матрице, изображенной на рис. 1.