Какие налоги включаются в расчет налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка: формула расчета

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Читайте также Уведомляем налоговую о невозможности представить документы по новой форме с 2019 года

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

ФНС обновила налоговую нагрузку по отраслям и видам экономической деятельности на 2019 год. Ее налоговики используют в первую очередь при подготовке плана выездных проверок. Поэтому компания должна заранее рассчитывать нагрузку самостоятельно, чтобы снизить риск проверки.

ФНС изменила безопасную налоговую нагрузку

Компания может оценить вероятность проверки, даже если для ее деятельности налоговики не определили среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки. ФНС в новом письме подсказала,

Формула расчета

Есть формула расчета налоговой нагрузки . Необходимо разделить совокупную сумму уплаченных/начисленных налогов на общую сумму выручки за год и умножить на 100 процентов. Полученный результат можно сравнить с таблицей показателей ФНС.

Где Налоги – совокупная сумма уплаченных/начисленных налогов за период,

Выручка – выручка компании за год.

Пример:

За прошлый год компания уплатила в совокупный бюджет налогов на сумму 4 200 000 руб., а общая выручка составила 98 млн. руб. Компания занимается обработкой древесины. Рассчитываем налоговую нагрузку так: 4,2 млн. делим на 98 млн. и умножаем на 100%, получаем налоговую нагрузку − 4,3%. Сравниваем эту величину с показателем по аналогичному виду деятельности в таблице, который составляет 2,8%. Получается, что налоговая нагрузка в компании соответствует среднему значению и риск оказаться в плане выездной проверки небольшой.

Показатели налоговой нагрузки по отраслям и видам экономической деятельности по данным ФНС России

Вид экономической деятельности (отрасль)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

45,4

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

18,8

Обрабатывающие производства в том числе:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

текстильное и швейное производство

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

химическое производство

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

производство транспортных средств и оборудования

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:

производство, передача и распределение электрической энергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь в том числе:

деятельность железнодорожного транспорта

транспортирование по трубопроводам

деятельность водного транспорта

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

15,4

* Расчет 2015 - 2017 года произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

    Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности , надо обратиться к следующим законодательным актам:

      Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ .

      Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

    Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

    Определение налоговой нагрузки

    При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя - это:

      уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

      общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

    Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия , и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

    В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

      для страны или ее территориальных образований;

      отрасли народного хозяйства;

      объединения компаний с одним направлением деятельности;

      обособленного предприятия;

      конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

    В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

      объем продаж (с НДС или без);

      налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

      добавленная стоимость;

      прогнозные показатели доходов и прибыли.

    Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

    Пользователи информации о налоговой нагрузке

    Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

      для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, - с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

      для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

      организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

    Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/333@ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

    Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

      повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

      построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

    Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

      размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

      дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

      дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

    Последовательность расчета

    Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

      В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

      В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

    В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

    Нн = Сн / Вг × 100%,

    где: Нн - показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

    Сн - сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

    Вг - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

    Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

    В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

    НагП = НалП / (Вг + Вд),

    где: НагП - показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль ;

    Вг - выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

    Вд - доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

      Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

      • В первом случае:

    НагНДС = НалНДС / Б1,

    Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

      Во втором случае:

    НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

    НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

      Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

    НагИП = ПН / Д,

    ПН - сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

    Д - совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

      При упрощенке алгоритм примет другой вид:

    НагУ = НалУ / Д,

    где: НагУ - уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

    НалУ - общая сумма налога по декларации;

      Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

    НагСН = НалСХ / Д,

    НалСХ - размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

    Д - итоговый доход по данным декларации.

      Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

    НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

    где: НагОС - уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

    НалП - годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

    НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

    В - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

    Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

    Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

    Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

    Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

    Критерии оценки налоговой нагрузки

    Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

      в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

      при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий - не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, - не ниже 1%);

      уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

    В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

      спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

      некорректно определенный ОКВЭД;

      рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

      масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

      увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

      существенный объем реализации за пределы России.

    ***

    Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

    По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

    Сегодня мы поговорим о налоговой нагрузке. Что это и зачем нужно ее считать?

    Понятие “налоговая нагрузка” я, прежде всего, связала бы с понятием “налоговое планирование”, ведь грамотное налоговое планирование данного показателя помогает снизить налоговые риски, связанные с началом выездной проверки, а также претензиями налоговых органов в уклонении от уплаты налогов и необоснованной налоговой выгоде.

    Снижение или распределение налоговой нагрузки всегда вызывает вопросы у проверяющих. Несмотря на то, что есть множество законных способов налоговой оптимизации, иногда, снижение показателя «налоговая нагрузка» может привести к внеплановой выездной налоговой проверке, которая, в большинстве случаев, заканчиваются доначислением налогов и штрафами.

    Как грамотно планировать данный показатель?

    Во-первых:

    Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев планирования выездных налоговых проверок. Мы должны изучить документы регламентирующие понятие «налоговая нагрузка». Вот эти документы:

    1. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В данном документе содержится формула расчета совокупной налоговой нагрузки, а в Приложении №3. , отражены показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства. Ежегодно, не позднее 5 мая, приложение пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть и на сайте ФНС.
    2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

    Во-вторых:

    Рассчитаем налоговую нагрузку:

    рассчитывается по формуле:

    НН = Н: Д * 100%

    Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

    Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

    Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

    По налогу на прибыль:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    Нп - налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

    Др - доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

    Двн - внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

    По НДС (1-й способ):

    ННндс = Нндс / НБрф,

    По НДС (2-й способ):

    ННндс = Нндс / НБобщ,

    Нндс - НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБобщ - налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    Для ИП:

    ННндфл = Нндфл / Дндфл,

    Нндфл - НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Дндфл - доход по декларации 3-НДФЛ.

    Для УСН:

    ННусн = Нусн / Дусн,

    Нусн - УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Дусн - доход по УСН-декларации.

    Для ЕСХН:

    ННесхн = Несхн / Десхн,

    Несхн - ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Десхн - доход по ЕСХН-декларации.

    Для ОСНО:

    ННосно = (Нндс + Нп) / В,

    Нндс - НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

    Нп - налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

    В - выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

    К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки , не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

    Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

    Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя?

    1 шаг. Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды.

    На данном этапе необходимо сравнить полученные данные с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с данными в Приложении № 3 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. на сайте ФНС. Необходимо помнить, что каждый год данные обновляются.

    На 2017 установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них:

    Сельское хозяйство 9.8%
    Рыболовство 3.4%
    Добыча полезных ископаемых 38.5%
    Производства по обработке различных материалов 7.1%
    Распределение электричества, газа, воды 4.8%
    Строительство 12.3%
    Торговля оптовая и розничная 2.6%
    Гостиницы и рестораны 9%
    Связь, транспорт 7.8%
    Различного рода операции с недвижимостью, аренда 17.5%
    Поставка различного рода коммунальных услуг 25.8%

    Необходимо учитывать, что, например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1% , также, считается низким. (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

    3 шаг. Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы.

    Доля вычета не должна превышать 89% (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

    В третьих:

    При наличии существенных отклонений от контрольных значений, либо в сравнении с прошедшими аналогичными налоговыми периодами необходимо:

    1. Проверить результаты расчета данных налоговой нагрузки, в связи с возможностью ошибок;
    2. Если расчет не верный – необходимо пересчитать данные;
    3. Если расчет верный – подготовить для налоговой службы аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки.

    Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть:

    1. Наличие инвестиционной деятельности
    2. Сезонность и низкая реализация,
    3. Увеличение цен поставщиков основных материалов, товаров
    4. Создание складского запаса
    5. Наличие экспортных операций и т.д.

    Вывод:

    Безусловно, выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги, и это не выдумка, а статистика.

    Всегда считайте налоговую нагрузку, и заранее будьте готовы к проверке и даче пояснений в случае значительных отклонений от нормативов или значений предыдущих налоговых периодов. Это позволит Вам правильно осуществить налоговую оптимизацию в рамках налогового планирования. Вы сможете снизить риск проведения плановой или внеплановой выездной налоговой проверки. Не забудьте, также проверить компанию по всем признакам попадания под концепцию выездных проверок. Подробнее читайте в статье Критерии самоконтроля для оценки вероятности выездной проверки. Ведь, всегда лучше предотвратить проверку, либо грамотно подготовиться к ее проведению, чем разбираться с ее последствиями. Ведь, как говорится: «Кто предупрежден – тот вооружен!»