Социальная мобильность и её тенденции. Проблемы социальной мобильности Последствия искусственного ограничения государством социальной мобильности

Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих об­ществах и социальных группах различен и зависит от особенностей струк­туры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся соци­альные структуры, препятствующие различным видам социальной мо­бильности, другие более или менее свободно допускают как социаль­ные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по стату­сам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способ­ностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпри­нимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существу­ют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иде­альным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из об­ществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала соб­ственной социальной структурой и занимала строго определенное ме­сто среди других каст.

Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена вся­кая возможность достижения более высоких статусов при строгих пра­вилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных ве­рований. В Древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста име­ла специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимо­связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если пред­ставитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к ко­торым относятся прежде всего потребности общества в квалифици­рованных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и эконо­мическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные груп­пы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при за­нятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преиму­щества при распределении общественного продукта, власти, получе­нии наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в си­лу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута груп­па, все равно существует хотя бы незначительное число членов дру­гих групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невоз­можно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для со­циальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немно­го значит, если общество распределяет вознаграждения на основе пред­писанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помо­гает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может вос­пользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пу­ти достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этни­ческой или социально-классовой дискриминацией, другие в силу то­го, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не спо­собен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкуль­туру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим про­блема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существу­ет несколько способов, к которым такили иначе прибегают индиви­ды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тра­тить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в дохо­дах с представителями более высокого социального слоя. Для усвое­ния нового статусного уровня ему необходимо принять новый матери­альный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство кварти­ры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная быто­вая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма зна­чительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобще­ния к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонен­тов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более вы­сокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образ­цы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или ис­полнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведе­ние, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все под­вергается пересмотру и должно стать привычным и единственно воз­можным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвое­нию поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть ос­воены в результате преднамеренного обучения и сознательной ими­тации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на нала­живании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными груп­пами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социа­лизируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в но­вый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным момен­том налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (ин­дивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мне­ние в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все вре­мена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в зна­чительной степени способствовать проявлению талантов, если дает ма­териальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду воз­можность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени раз­решает проблемы социального окружения и быстрого освоения образ­цов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позво­ляли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кас­товом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак мо­жет быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Ес­ли он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандар­ты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статус­ного слоя не будут считать индивида «своим».

Социальная мобильность общества - противоречивый процесс. В открытых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим социальную структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъём или падение. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом, и был свободен от честолюбивых амбиций и страха перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своём скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.

Общество с открытыми границами между социальными группами даёт человеку шанс подняться, но оно же порождает в нём страх социального падения. Статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно, в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести, пожалуй, руководителей среднего и низшего уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко бояться потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъём и участвуют в борьбе за более высокий статус.

В открытом обществе одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть деморализованы так, что будут пытаться находить утешение в вине, наркотиках, сексе или других развлечениях. Многие индивиды пытаются защитить свой статус, создавая институциональные образования, снижающие свободу вертикальной социальной мобильности. Такие социальные образования, как профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актёров, юристов и т.п., создают некоторые социальные барьеры на пути свободной социальной мобильности. Одним из институциональных средств защиты позиций индивидов служат научные степени, звания, присваиваемые актёрам, военным, учителям. Серьёзным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных областях.

Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряжённость и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворённость. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности: 1) изменение образа жизни (устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - всё должно соответствовать новому, более высокому статусу); 2) развитие типичного статусного поведения (образцы одежды, лексика, проведение досуга, манера общаться - всё подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения); 3) изменение социального окружения (налаживание контактов с индивидами и социальными кругами того слоя, в который социализируется мобильный индивид); 4) брак с представителем более высокого статусного слоя.

Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких социальных статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам «выбился» в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то, очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить всё меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.

Нисходящая мобильность также может вызвать крайне неприятные последствия для индивидов и, естественно, в ещё большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми. Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.

Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.

Таким образом, процесс мобильности, в целом, принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью, до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причём возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимают под термином «социальная мобильность»? В каких направлениях может протекать процесс социальной мобильности?

2. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов в обществе? Что мешает им преодолевать границы между социальными слоями в ходе социальной мобильности?

3. Что необходимо для закрепления индивидов и социальных групп в более высоких социальных слоях?

4. Какими могут быть последствия быстрой восходящей вертикальной мобильности?

5. Как статусная нестабильность, напряжение при принятии новых ролей и разрыв связей в первичных группах сказываются на поведении индивида?

6. Что такое процесс миграции?

7. Каким образом выталкивание, притяжение и пути миграции сказываются на формировании миграционных потоков и отражаются на последствиях миграции населения?

8. Как измеряется социальная мобильность?

Рассмотрено на заседании

Цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1

От «29» 08 2008г.

Председатель Братковская О.А.

Вопросы и задания к практическому занятию №1

«Социальный статус и социальная роль».

1.Дайте характеристику понятия «социальная структура»

2. Ниже приведены суждения. Одни правильные, а другие неправильные. Вам предстоит

разобраться в этом:

а) социальный статус играет первенствующую роль среди знакомых, а личный – среди

незнакомых людей (да; нет);

б) социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать (да; нет);

в) любой человек занимает одну позицию, хотя участвует во множестве групп и организа-

ций (да; нет);

г) социальная структура – анатомический скелет общества (да; нет);

д) статус мужа является достигаемым (да; нет);

е) приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий (да; нет).

3. Определите вид следующих статусов:

а) родители невесты; б) свидетель на свадьбе; в) почётный горожанин.

4. Что такое статусная символика? Приведите примеры.

5. Соотнесите:

1) Статус а) динамическая характеристика статуса;

2) Главный статус б) статус, в котором человек рождён или который

назначен ему по прошествии времени;

3) Социальная роль в) положение, которое человек занимает в малой

группе в зависимости от своих индивидуальных

4) Статусный набор г) статус, который человек получает благодаря

собственным усилиям и свободному выбору;

5) Личный статус д) социальное положение человека в обществе;

6) Достигаемый статус е) наиболее характерный для данного индивида

статус, по которому его выделяют окружающие;

7) Ранг ж) совокупность статусов данного индивида;

8) Приписываемый статус з) место статуса в иерархии статусов.

а) фамильярность; б) несовпадение статусов.

7. Ниже приведены варианты статусных наборов. Дайте свои разъяснения:

а) директор банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на заводе;

б) председатель профкома, мужчина, служащий, спортсмен, белорус, член общества филателистов.

8. Закончите фразу: Статусы человека определяют интенсивность, направленность, продолжительность ……………………………………

9. Опишите полный набор статусов у себя. Определите, есть ли в нём несовпадение.

А у ваших знакомых? Приведите примеры.

10. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нём приписывае-

мыми, а какие достигаемыми?

11. Какие статусы относятся к основным, а какие к неосновным?

12.Что такое смешанный статус? Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

13. Закончите фразу: Некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие в про-

тиворечии. Это называется ……………………….

14. Господин Н., как коллекционер, ценится очень высоко среди собирателей марок, но

сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалте-

ром. В семье жена и дети относятся к нему с почтением. Сделайте вывод.

15. Правда ли, что:

а) никто не в силах изменить пол, расу, национальность? (да; нет);

б) мужчина – прирождённый статус? (да; нет);

в) белорус – приписываемый статус? (да; нет).

16. Вставьте пропущенное:

«…………………………» - это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это

…………… вид поведения, направленный на ………………………………………………

17. Объясните понятия:

а) ролевая идентификация; б) дистанцирование от роли.

18. Между статусом и ролью имеется промежуточное звено. О чём идёт речь? Что мы понимаем под ролевым поведением?

19. Каждый статус обычно включает ряд ролей – ролевой набор. Опишите, какие роли включает в себя статус учащегося колледжа.

20. Ролевой конфликт – это ………………………………….. Выделяют два типа ролевых

конфликтов: ………………………………………….

21. Приведите примеры ролевого конфликта:

а) между ролями; б) в пределах одной роли.

22. Ролевое напряжение – это ……………………………… Ролевое напряжение может повышаться по таким причинам как: 1) ……………………. 2) ………………………

3) …………………….. 4) ролевой конфликт.

23. Какие основные виды действий совершает человек для снижения ролевого напряжения и защиты своего «Я» от неприятных переживаний?

На социальную мобильность оказывают влияние следующие факторы:

1) Уровень развития экономики.

Так, в периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность; напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций, повышается спрос на работников, которые должны занять их, что провоцирует восходящую мобильность.

2) Исторический тип стратификации.

Если кастовое и сословное общества, то есть общества закрытого типа, где большинство статусов являются приписываемыми, ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса, то в обществах открытого типа, где ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус, уровень социальной мобильности высок.

3) Демографические факторы. К ним относятся: пол, возраст, уровень рождаемости, смертности, брачности, разводимости.

В целом молодые люди и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым более свойственна профессиональная мобильность, взрослым – экономическая, пожилым – политическая. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. При этом уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын представителя престижных страт пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие также не имеют достаточно детей,

которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Нетрудно представить, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

4) Место жительство.

Учеными фактически выявлена прямая зависимость между размерами населенного пункта и масштабом профессиональных достижений. Однако также выяснилось, что сельская молодежь, переселившаяся в город, достигает более высокого положения по сравнению со своими отцами, чем коренные горожане по сравнению со своими.

5) Миграционные процессы.

Иммигранты, приезжающие в страну из других стран, занимают нижние позиции в социальной структуре, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных жителей. Тот же эффект создает миграция в города из сельской местности.

6) Социальный статус семьи.

Данные социологов в разных странах свидетельствуют, что выходцы из нижнего слоя среднего класса, то есть «белых воротничков», и высшего слоя рабочего класса, то есть «синих воротничков», наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей.

7) Уровень образования.

Чем выше уровень образования, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. В США обнаружен факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из среднего класса, хотя второму могут помогать родители.

8) Национальность.

Представители доминирующей нации, как правило, легче продвигаются по социальной лестнице и чаще занимают высокие позиции в обществе, чем представители более малочисленных народов.

9) Физические и умственные способности.

10) Личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, честолюбие, коммуникабельность и др.).

Заключение.

Итак, социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – вот излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачем, бедный принц – королем, а всем известная Золушка выйдя замуж за принца, тем самым меняет свой статус и престиж.

Но человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. Так на смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми «белыми воротничками». Войны и революции перекраивают социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Меняется миграционная картина современного общества. На начало 1996 года в мире насчитывалось более 125 миллионов мигрантов, которые, по существу, образовали своеобразную «нацию мигрантов». По-прежнему оказывает влияние на движение социальных групп текучесть рабочей силы. Иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые неохотно идут работать местные жители.

В современной международной миграции также произошли качественные изменения, обусловленные НТР. Интеллектуальная миграция представляет собой обмен учеными, специалистами из разных стран на время проведения конференций и стажировок, т.е. имеет вид кратковременная миграция. В отличие от нее «утечка мозгов» - это уже разновидность долговременной миграции, которая имеет негативные последствия для страны.

Межнациональные конфликты способствуют росту числа беженцев из «горячих точек». Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами нет существенных различий) социальной мобильности.

Список использованной литературы:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.;

2. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: райт-М. 2001.

3.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. -М.:Интерпракс,1995.

4.Основы социологии. Курс лекций. Ответственный редактор д. фил. наук А.Г. Эфендиев. – М.: Общ-во «Знание» России, 1993.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:

Наука, 1994.

6. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект 2005.

Классы и касты . Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социаль-ные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.

Касты . Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В древ-ней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, "брахманов", как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в способных людях для решения задач управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проник-нуть в высший слой.

Каналы социальной, мобильности . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за инди-видуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

  1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том. случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответ-ствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма значи-тельный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.
  2. Развитие типичного статусного поведения . Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
  3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на нала-живании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.
  4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".
- 46.19 Кб

Бло и Данкен также показали относительное значение для профессиональной мобильности индивида ряда факторов, связанных с происхождением: профессии отца, национальности, величины родительской семьи, типа и размера населенного пункта, полученного образования.

Представляют интерес следующие выводы этих ученых:

1. Уровень профессиональной мобильности в США относительно высок. (Коэффициент корреляции между социально-экономическими статусами отца и сына составляет +0, 38). Статус отца оказывает влияние на статус сына в основном через образование, но социально-экономические позиции семьи также влияют на возможность карьеры, независимо от образования.

2. Расовая дискриминация в США проявляется, в частности, в худших шансах негров на профессиональный успех. Профессиональная компенсация за расходы на образование у них настолько меньше, что зачастую сводит к нулю их стремление к дальнейшему образованию, а это, естественно, ухудшает их шансы на рынке рабочей силы.

3. Городские мигранты имеют большие возможности добиться желаемого профессионального статуса, чем их отцы, по сравнению с «оседлыми» гражданами. Переезд в промышленный район сулит больший успех, чем переселение в сельскохозяйственные области. Наиболее предпочтительна миграция из индустриального района в небольшой город. Чем крупнее первое местожительство переселенца, тем больше у него шансов на профессиональный успех, независимо от масштабов последнего местожительства. Фактически и у мигрантов, и у «оседлых» выявляется прямая связь между масштабностью местности, в которой они выросли, и их профессиональными достижениями.

4. На деловые возможности влияет число членов родительской семьи, а также родных сестер и братьев. Достижения человека из большой семьи, вынужденной делить средства между многими братьями и сестрами, обычно хуже, чем у того, кто вырос в малодетной семье.

Старшие и младшие дети, как правило, делают более удачную карьеру, чем средние, что объясняется переплетением экономических и психологических факторов. В небольших семьях отсутствие старшего брата дает среднему сыну некоторые преимущества на пути к профессиональному успеху, так как практически старшие сестры не являются помехой в борьбе за лучшие жизненные шансы.

Бло и Данкен в своей классической работе подчеркивают, что отцовский статус оказывает множественное - как прямое, так и косвенное - влияние на достижения сыновей в сфере образования. При этом в обществе усиливается связь между образованием и профессиональным успехом. Пока эта связь не будет ослаблена, возможности роста социальной мобильности останутся довольно ограниченными, а роль образования как фильтра при входе в профессиональную иерархию сохранится, способствуя увековечиванию социального неравенства.

Переходя к вопросу об устойчивых препятствиях на пути социальной мобильности, авторы доказывают, что предписанные признаки: расовая принадлежность, религия, возраст, пол, национальность могут служить эффективным средством при распределении трудовых ролей. Процесс социализации в любом обществе имеет тенденцию к увязыванию предписанных признаков с социальными задачами. Социализация, связанная с предписанными признаками, настолько проникает в сознание, 150

что ее путают с человеческой природой и принимают как заданную, несмотря на ее условность. Отсюда неприятие связи социальных задач с предписанными признаками носит в социологическом контексте революционный характер. Осознание собственного бесправия ведет многие низшие группы к социальному протесту, нацеленному на изменение традиционного соотношения сил. Примерами могут служить движение негров, женское движение, выступление индейских общин.

Бло и Данкен напоминают два важных аспекта идеологии, связанных с «американской мечтой», - стремление к более высокому статусу и вера в возможность его достижения. При рассмотрении в этом контексте ясно видно, что предписанный статус априори исключает определенные категории населения из сферы «американской мечты». Исторически это обусловлено как систематической дискриминацией извне, так и их собственной «интернализацией» (внутренним принятием) предписанных признаков. Ограниченные стремления, объясняемые такой позицией, традиционно одобрялись обществом, ибо они символически подкрепляли принцип разделения труда. «Интернализация» традиционных ценностей имела важные последствия для процессов мобильности в обществе.

2. Факторы социальной мобильности Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил, присущих индустриализации, происходят фундаментальные изменения в стратификационных системах. Прежде всего возрастает социальная дифференциация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются и являются более престижными. Как следствие образование и подготовка становятся все более важными факторами на входе в профессиональную иерархию, Кроме того, индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными слонами, для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т. е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как больший вес приобретает ориентация на достижения.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. Однако в самой эгалитарной ситуации, где любой имеет законные возможности роста, некоторые хотят быть более равными, чем другие.

Так, немало сложностей возникает при реализации преимуществ для представителей отставших в своем развитии этнических и расовых групп, скажем, при приеме в университеты. В этом случае могут быть ущемленными права и интересы более подготовленной молодежи. В то же время и в открытых обществах все еще существуют социальные, расовые и половые барьеры. И «покровительственная» система подготовки кадров с качественным высшим образованием в Англии, и «соревновательная» система их подготовки в США не очень-то способствуют усилению мобильности «снизу» в «правящий класс», так как и там и тут это доступно незначительному числу лиц с наивысшими способностями, причем в самых редких случаях. Ведь существует множество формальных и неформальных ограничений и установлений, которые благоприятствуют продвижению лиц из высшей страты и препятствуют тем, кто относится к низшей.

Среди структурных условий, способствующих усилению мобильности, отметим значение войн и революций. Тут достаточно вспомнить последствия Октябрьского переворота в России. Но даже эта кровавая катастрофа не привела к полному обновлению элит. Исследования показали, что руководство экономикой практически осталось в руках прежних управляющих трестами, концернами и синдикатами. А «великие стройки» социализма и коммунизма велись по преимуществу по планам и проектам предреволюционных лет. Только авторы зачастую «перекрестились» из господ в товарищей, хотя и без явного удовольствия. Правда, ряды властвующих постепенно пополнились и «выходцами из народа», но вовсе не в той мере, как изображалось в пропаганде. Да и «выходцы» все больше норовили жениться на «графинях», желательно красных по вере, что и нашло отражение в художественной литературе. Такова, впрочем, судьба делателей всех и всяческих революций. Таким же образом складывается новая элита в постсоветской России. Вчерашние руководящие «товарищи» при малых колебаниях преобразились в господ, оттеснив по преимуществу на вторые позиции политиков и иных инициаторов разрушения старой системы и сотворения буржуазной России. Преемственность и здесь возобладала над обновленчеством.

При определенных условиях решающими факторами мобильности могут стать государство, армия, церковь. В прошлом церковь была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. Значительные возможности продвижения снизу вверх появляются в период становления новых религий.

В современном мире особым фактором мобильности является образование, хотя оно играло решающую роль и в некоторых древних государствах, например, в Китае. После Второй мировой войны в условиях бурного экономического роста и в западных, и в «социалистических» странах сформировалось представление о социальной мобильности «с помощью образования». Но эти иллюзии постепенно развеялись.

Образованные работники в иерархии власти и собственности занимают те же позиции, что и их менее образованные родители. Само образование также стратифицировалось, разделившись при формальном равенстве уровней (скажем, высшее) на элитарное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем. Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит «лифтом» по выравниванию позиций. Социальные причины распределения власти и привилегий подменяются при этом их «естественными» причинами, связанными с индивидуальными природными способностями людей.

Не меньшая роль принадлежит и политическим партиям, нередко в совместных с государством действиях. Свое место в процессах мобильности занимают профессиональные объединения, различного рода общественные организации.

Конечно, особенно важна роль семьи - от клановых ее организаций, существующих с древнейших времен на Востоке, до современной семьи, способствующей разными способами продвижению вверх: от браков до поддержки в деловой сфере. Однако исследования показывают, что значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи.

Влияние социальной стратификации на родительские ценности относительно детей по США и Италии многие годы назад исследовал Мэлвин Кон (1959-1966 гг.), Его исследования показали, что в этом отношении существуют различия между средним и рабочим классом.

Родители, принадлежащие к среднему классу, дают высшую оценку самоорганизации, тогда как родители рабочие выше всего оценивают конформизм, внешне навязанные правила.

В качестве дополнительных факторов, влияющих на мобильность, отметим различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних, что создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению снизу.

В редких случаях продвижение вверх зависит от сознательных усилий людей, решающее же значение имеют объективные факторы, и прежде всего - экономическое развитие. Однако поскольку личные усилия людей нельзя сбросить со счета, нужно учитывать при этом мотивацию их деятельности, направленной на продвижение.

Для индивида возможность продвижения вверх означает не только увеличение доли получаемых им социальных благ, она способствует реализации его личных данных, делает его более пластичным и многосторонним. Мобильность предполагает и возможность создания новых групп, идей, приобретение нового опыта. Что касается движения вниз, то, уменьшая долю социальных благ, оно способствует росту самосознания, более реалистической самооценке индивида и соответственно более реалистическому выбору цели, включая менее оплачиваемую, но более интересную работу, наконец, оно усиливает сплочение семьи.

Все это можно отнести к положительным результатам мобильности независимо от ее направленности вверх или вниз.

3. Негативные последствия социальной мобильности

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет своим следствием напряженность в отношениях с окружающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Рассмотрим несколько негативных случаев существования в современном обществе индивидов с высокой мобильностью:

Статусная нестабильность.

Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться на более высокую социальную позицию, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя. Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Это статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, ученые относят руководителей среднего и низшего уровня в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и немногие участвуют в борьбе за более высокий статус. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что будут пытаться находить утешение в алкоголе, наркотиках, сексе или других развлечениях.

Список литературы………………………………………………………………23