Квилтинг и пэчворк: идеи для вдохновения, мастер классы. Квилтинг: основные понятия, мастер-классы и схемы Пэчворк и квилтинг в контакте

Часто так случается, что хобби превращается в дело всей жизни, приносит не только удовольствие, но и существенную прибыль. У жителей нашей страны отношение к рукоделию особое: в кризисные времена мастерицами с золотыми руками были все барышни. Швейная машина стояла практически в каждой квартире, а пользоваться ею умели девицы едва ли не раньше, чем шариковой ручкой. Из купленных тканевых отрезов шили повседневную одежду, домашний текстиль, роскошные вечерние наряды. Из пузатых мотков ниток вывязывались теплые зимние вещи и легкие ажурные купальники, кружевные салфетки и прекрасные шали.

В последние годы рукодельное искусство стало немного уходить в прошлое, однако те дамы, которые остались верны своему хобби, передают умения и мастерство ученицам, делятся секретами и многолетними наработками. Одним из незабытых видов полезного творчества является квилтинг. Идеи для вдохновения рукодельницы неустанно черпают из окружающей среды и подручных материалов, развивая это древнее искусство, давая ему новую жизнь.

Многослойная «стежка»

Далеко не каждая швея знает, что такое квилт и кто такие квилтеры, что уж говорить о рядовом обывателе, ничем не связанном с рукоделием. Гораздо более понятными будут такие определения, как лоскутное шитье или пэчворк, которые имеют нечто общее со своим сородичем под названием квилтинг. Идеи для вдохновения, подталкивающие к творческому процессу, у этих видов творчества общие, также сходны материалы и приемы, более того, они являются неотъемлемой частью одного целого. "Как так?" - спросите вы. Давайте разберемся.

Пэчворк - это техника шитья, которая предусматривает создание аппликаций на ткани. Во время накладывает миниатюрную латку на большее по размеру полотно. Детали в дальнейшем могут сшиваться в большую работу - это и коврики, и одеяла, и одежда. Однако основой пэчворка стал ремонт изделий, декорация обтрепанных, порванных частей, помарок и других огрехов, которые необходимо было прикрыть. За лоскутками прятались все несовершенства, другое дело - квилтинг. Идеи для вдохновения, а значит и техника работы, были совершенно другими. Изделия создавались заново, хотя обычно тоже из старых вещей.

Первоначально женщины шили разнообразную текстиль, но и одежда, созданная в стиле квилтинг, не заставила себя долго ждать. Отличительной чертой этой техники является то, что она многослойная. Изделие состоит из верхнего декоративного покрытия, промежуточной прокладки-утеплителя, который делает работу объемной и практичной, а также из нижнего слоя, который будет соприкасаться с телом.

Что обязательно пригодится в работе?

Как бы по-домашнему ни выглядели лоскутные коврики и одеяльца, прихватки и панно, назвать процесс их создания простым язык не повернется ни у кого, кто хоть раз попробовал себе в этом деле.

Для работы нужен довольно специфический инвентарь и инструмент, без которого создать квилт просто невозможно:

  • Швейная машина - может быть специальная или бытовая, но адаптированная под квилтинг. Идеи для вдохновения начинающим могут подарить даже стандартные заводские строчки и приспособления, которые идут в комплектации с инструментом (разные виды строчек, декоративных отделок). Покупая машину, важно учесть то, что придется сшивать между собой несколько видов тканей, в том числе пухлый синтепон или войлок, то есть тканевый «сэндвич» должен поместиться между прижимной лапкой и транспортером.
  • Раскройный инструмент - дисковый нож, самовосстанавливающийся коврик, портновские ножницы. Первые два пункта необходимы для вырезания фигурных деталей, что гораздо удобнее делать при помощи специального инструмента, а не обычных ножниц.
  • Специальные иглы для ручного шитья - они отличаются между собой по толщине (чем выше числовое обозначение иглы, тем она тоньше), а само их строение устроено иначе, чем у обычных иголок (закругленная головка не позволяет делать дырочки на ткани, а узкое ушко облегчает процесс шитья).
  • смывающиеся маркеры и карандаши, специальная линейка - предметы, благодаря которым рабочий процесс пойдет легче и гораздо точнее.

Материал - основа фантазии

Когда создавались первые лоскутные предметы гардероба и интерьера, не было ровным счетом никакой надобности в том, чтобы искать шаблоны и идеи для квилтинга. Изделия создавались из подручного материала, мастерицы шили то, что было необходимо для существования и нормального быта. Прежде всего, пэчворк, квилтинг - это реакция бедного общества на условия жизни. В Европе квилтинг зародился довольно давно, однако распространился он там не сам по себе, а был позаимствован во время Крестовых походов у жителей Азии.

Первыми переделали его на свой лад англичане и голландцы, они и привезли свое искусство в США во время заселения заокеанских территорий. Бедность заставляла шить из лоскутов все, что нужно. Ткань не покупали специально, пригодные кусочки вырезались из поношенной одежды. Более того, были времена, когда швеи не брезговали даже мешками от продовольственных запасов.

Сейчас, когда доставать материал таким трудом нет никакой необходимости, ткани на любой вкус, цвет и кошелек можно купить в любом швейном магазине, мастерицы могут выбирать то, из чего они будут создавать шедевр. Для отделки наружной стороны, собственно, самой красивой части, можно использовать бязь, сатин, ситец, шелк, парчу, лен, гобелен, кожу - все, что найдется красивого и подходящего. Иногда один-единственный кусочек ткани дарит самые невероятные квилтинг-идеи для вдохновения мастерам. Они могут увидеть картину в своем воображении исходя из своего опыта, на глаз подобрать к ней недостающие детали, собрать этот лоскутный пазл в своем воображении.

Лоскутное предназначение

Непосвященные думают, что квилту найдется место лишь на даче, в виде уютного пледика, которым приятно укрыть ноги прохладным осенним днем, сидя за кружкой ароматного чая на открытой веранде. Но на самом деле шедевры из тканевых обрезков займут достойное место и в городской квартире, и в роскошном поместье. Созданные с учетом стилистических особенностей интерьера, они прекрасно впишутся в любое помещение.

Для того чтобы работа гармонично смотрелась в вашем доме, над ней необходимо долго и упорно трудиться. Опытные швеи знают, что получить качественный результат, который не стыдно показать знакомым или подарить хорошему другу, нельзя без кропотливого труда. Готовое изделие может морщить, детали трудно подогнать по размерам, некоторые элементы пузырятся или перекашиваются, итоговый рисунок на ткани не выглядит гармонично - вот то, что часто сопровождает в работе того, кто избрал для себя квилтинг. Идеи для вдохновения из бумаги - вот совет, который дают опытные мастера новичкам. Чтобы результат радовал глаз и тешил самолюбие, необходимо создать эскиз, перенести детали на выкройку, скрупулезно вырезать все элементы, соблюдая при этом одинаковые припуски даже на самом малом и незначительном на первый взгляд лоскутке.

Небедная одежда

Квилтинг - это не только стеганые одеяла, но и красивая одежда. В этой технике не получится создать легкое коктейльное платье, однако можно сшить другие прекрасные квилты: куртки, пальто, теплые жилетки. Изначально из лоскутков шили одежду для воинов, обмундирование получалось довольно плотным, хорошо защищало от неблагоприятной погоды, насекомых и ядовитых растений, было долговечным.

Если подобный стиль одежды слишком обязывающий, всегда можно сделать аксессуар в технике квилтинг. Идеи для вдохновения на смену образа дарят создатели шляпок, сумочек и украшений, они умеют превратить кусочки ткани в элегантные аксессуары, достойные самых предвзятых модниц.

Оригинальный домашний уют

Конечно же, украшение интерьера с помощью текстильных изделий - это наиболее приемлемый и логичный способ создавать квилты. Они могут быть не только пестрыми и вызывающе-яркими, бывает другой квилтинг - нежный, романтичный и невероятно трогательный.

Искусные мастерицы создают роскошные покрывала для кроватей и накидки на диваны, милые наволочки для многочисленных подушек, которая одна другой краше, тяжелые шторы и чехлы на стулья. Еще более разнообразные идеи для квилтинга дарит кухня. Тут уж есть где разгуляться полету творческой фантазии. Кухонные квилты могут быть как вполне практичными - прихватки, рукавицы, фартуки или салфетки-подставки для чашек, так и могут носить сугубо декоративную функцию, если создать их в виде Однако так как красота и практичность должны ходить рука об руку, всегда можно сконструировать чудную грелку для чайника или милую корзинку для хлеба, создав ее из разноцветных лоскутков.

Арт-квилтинг - современное искусство

Когда квилтер выходит на качественно новый уровень творчества, его перестают радовать обыденные вещи и простые геометрические орнаменты в изделиях. Вдохновленный идеями и опытом, мастер своего дела создает не просто текстиль в стиле пэчворк или традиционный квилтинг, нет, он начинает творить шедевры швейного искусства, имя которому - арт-квилтинг.

Это отдельное направление описываемого вида рукоделия, оно подразумевает, что готовое изделие - это целостная картина, в которой продуманы цвета, орнамент, каждый стежок и декоративная деталь. Арт-квилтеры не создают свои картины и панно из подручных средств, иногда себестоимость работы выражается астрономическими суммами, ведь для ее составления автор может использовать, кроме дорогостоящих тканей, разнообразный декор (камни, бусины, бисер, кристаллы, кружево).

Мастера и счастливые обладатели уникальных предметов гардероба и интерьера трепетно оберегают свои богатства, выставляя старинные и новоизготовленные квилты на специализированных выставках и аукционах, зарабатывая на этом вполне приличные деньги.

Квилтинг и пэчворк часто объединяют понятием «лоскутное шитье». На самом деле это не совсем так. К чисто лоскутному шитью относится только пэчворк, а квилтинг - это простегивание двух слоев ткани, между которыми находится подклад. Но лицевая сторона, как правило, изготавливается путем сшивания лоскутков ткани разных размеров и комбинаций. Скорее всего, поэтому эти два вида рукоделия идут рука об руку. Варианты строчки слоев ткани и сочетания лоскутков хорошо представлены в схемах. Квилтинг и пэчворк заинтересуют многих рукодельниц, желающих освоить что-нибудь новенькое. Журналы «Бурда», «Хендмейд», «Домашнее творчество» и другие изобилуют идеями по лоскутному шитью.

Виды схем для квилтинга и пэчворка

  1. По линиям рисунка. Вариантов столько же сколько разновидностей узоров.
  2. Строчки по контурам геометрических фигур. Это и ромбы разных размеров, сочетание квадратов, прямоугольников, треугольников, незавершенные квадраты (решетка).
  3. Строчки по кривой в виде круглой или прямоугольной спирали, произвольных линий.
  4. Каждому виду строчки соответствует структурная единица пэчворка.

Как квилтинг может пригодиться по хозяйству?

Мастера пэчворка и квилтинга создают целые шедевры искусства начиная от обыкновенных прихваток и подушек, заканчивая чудесными покрывалами, занавесками, панно. Так, с помощью рукоделия можно обновить интерьер квартиры или даже сделать кому-нибудь подарок. Особенно ценятся работы, полностью выполненные вручную. Умение что-либо делать руками всегда можно использовать в хозяйстве.

Пора приступить к работе

Новичкам, просмотревшим квилтинг и пэчворк видео уроки, будет легче начать свое первое задание. Получив представление о кропотливости, некоторых нюансах и сложных местах рукоделия, они, заранее настроившись, с большей вероятностью доведут дело до конца. Теперь, когда первые знания получены, можно заняться мастер классом.

Описание занятия по ступеням

Рассмотрим лоскутное шитье пэчворк и квилтинг для начинающих. Им подойдет изготовление прихваток подушек, салфеток с простой схемой пэчворка. Итак, начнем движение по нашей лестнице…

Ступень 1

Подготовка материала:

  1. иглы для квилта (можно взять и обычные с маленьким ушком);
  2. роликовый нож для материи (им удобнее работать, не запрещается использовать и обычные ножницы);
  3. работать желательно на самовосстанавливающемся коврике (он предназначен для раскройки) или на обыкновенном столе;
  4. широкая и длинная линейка;
  5. швейная машина;
  6. набор тканей;
  7. качественные хлопковые нитки;
  8. дублерин;
  9. шаблоны листочков;
  10. утюг для разглаживания швов.

Ступень 2

Подготовить основу для салфетки так, как показано на рисунке.

Ступень 3

Вырезать 4 вида лоскутков по 4 штуки из тканей одинаковых по составу. Всего должно получиться 16.

Ступень 4

Сшиваем лоскутки между собой сначала по 2, затем по 4.

В результате получается полотно из 16 лоскутков. Это лицевая сторона будущей салфетки.

Ступень 4

Затем к лицевому полотну пришиваются 4 угла основы.

Ступень 5

На дублерине по шаблону нарисовать листочки такого размера, чтобы длинник был равен диагонали квадрата. Затем их вырезают и наклеивают на ткань, из которой надо получить листочки для салфетки.

Ступень 6

Составить из листков композицию и пришить их зигзагообразным швом.

Ступень 7

Соединить основу с лицевым полотном при помощи параллельных строчек с отступом по 5 мм, дополнительно украсить работу строчками вокруг лепестков с таким же отступом.

Ступень 8

Сделать декоративную окантовку.

Это была последняя ступень, квилтинг готов. Шитье простых моделей, используя подобный мастер класс квилтинг и пэчворк позволит постепенно освоить это рукоделие.

В большинстве культур можно проследить наличие такого вида рукоделия, как лоскутное шитье. Впервые изделия данной техники были обнаружены в Древнем Египте 3000 лет до н.э. Находчивые француженки, не имея денег на дорогие наряды, на обычную ткань нашивали кусочки парчи, что и стало зарождением стеганого мастерства.

В наши дни лоскутные мастерицы неплохо зарабатывают. К тому же сложилось много учений и направлений в этом виде искусства.

Пэчворк и квилтинг: единое исполнение искусства и ремесла

Эти две техники специалисты обычно приравнивают друг к другу. Помимо очевидной взаимосвязи, известны и исторические предпосылки .

Квилт в переводе звучит, как «стежка» и им соединяют слои материалов во время пошива одежды между собой. Основой пэчворка считается лоскутное латание и штопанье одежды. Именно поэтому сегодня под данным термином понимают технику выполнения лоскутного шитья.

Квилтинг – широкое направление в творчестве, подразумевающее многослойность изделий. Вещи в этой технике состоят из трех слоев материала:

  • изнаночный слой либо подкладка;
  • уплотненный тип прослойки для придания объема;
  • декоративный слой, вышивка и аппликация.

Слои простегивают между собой , а качественное выполнение стежки отражает уровень мастерства.

По технике исполнения выделяют три вида: ручной, машинный и комбинированный квилтинг. Это лоскутное мастерство зарождалось во многих странах и впитывало национальные особенности народов. Наиболее колоритными направлениями считаются:

  • кельтский – с орнаментами и узорами;
  • японский – сочетание аппликации, сашико и пэчворка.

История появления квилтинга

Впервые термин ввели американцы , хотя данный вид творчества существовал у большинства народов гораздо раньше. Задолго до Соединенных штатов стеганую одежду создавали японцы и китайцы. В Италии в XV веке существовало аналогичное направление под названием «трапункто».

Во времена запрета на распространение импортных материалов в Англии, резко поднялись цены на ткани, и люди стали особо ценить каждый лоскуточек. В то время на новых землях и стали заниматься лоскутным творчеством.

До сих пор бытует мнение, что данный вид лоскутного шитья считается народным творчеством . Самым популярным изделием, выполненным в этой технике, является одеяло. Словосочетание «стеганое одеяло» вызывает у людей картинку покрывала, поделенного на квадраты. Уже давно мастерицы научились проявлять фантазию и делать работу более необычной, добавляя к ней узоры и аппликации.

Что пригодится для работы?

Несмотря на то что изделия, созданные по мастер классам, кажутся простыми в изготовлении не назовешь. Для работы потребуется специфический инвентарь и инструмент , без которого не получится ни одно изделие:

  1. Швейная машинка – может быть использована бытовая либо специальная с адаптацией под лоскутное шитье. Идеи для вдохновения начинающим мастерицам дарят даже стандартные заводские строчки и всевозможные приспособления в комплекте к инструменту.
  2. Раскройный инструмент – к этой категории относят дисковый нож, портновские ножницы и самовосстанавливающийся коврик.
  3. Иглы для ручного шитья – отличаются между собой по толщине, и их строение другое, нежели у стандартных иголок. Более наглядно с этим можно ознакомиться на видео.
  4. Копировальная бумага, наклейка, смывающийся маркер – все, что облегчает рабочий процесс.

Базовый квилт: мастер класс для новичков

Лоскутное шитье относят к самым трудоемким творческим направлениям. Новичкам не требуется сразу обладать навыками и талантом, чтобы создать изделие. Для этого достаточно просмотреть видео с мастер классом и изучить технологический процесс:

С техникой стеганых лоскутков может ознакомиться каждый, кто имеет желание создавать авторские произведения искусства своими руками.

Базовые схемы для пэчворка

На их основе мастера создают орнаменты различной степени сложности . К ним относят следующие идеи:

Лучше всего ознакомиться с техниками выполнения помогают видео с мастер классами .

Предназначение лоскутной техники

Непосвященные люди предполагают, что пэчворк будет уместен лишь на даче. Уютным пледом своими руками будет приятно укрыться в холодную пору, сидя перед камином с кружкой чая. На самом деле, тканевые шедевры пэчворк, созданные по примеру мастер классов, могут получить достойное место в квартире.

Чтобы изделие пэчворка гармонировало с атмосферой в доме, над ним придется кропотливо трудиться . Получив качественный результат, швея может подарить вещь подруге или знакомой. Работа порадует глаз, если предварительно сделать эскиз, перенести каждую деталь пэчворка на выкройку, вырезать элементы с соблюдением припусков. Все это детально поясняют мастер классы.

Дорогая одежда

Пэчворк своими руками – это не только одеяла, но и стильная одежда . В данной технике умелые швеи способны создать даже оригинальные коктейльные платья, пальто, жилеты и куртки!

В далекие времена из лоскутков своими руками создавали военную одежду. Такое обмундирование выходило плотным и защищало воинов от насекомых и непогоды. Оно долговечное, а потому пользовалось спросом.

Сегодня мастер классы по пэчворку показывают даже создание модных шляпок, украшений и сумочек, подходящие самым предвзятым модницам.

Необычный домашний уют

Декорация интерьера своими руками из текстиля – наиболее приемлемый метод создания квилта. Украшения бывают пестрыми и яркими, но можно сделать и романтичный, нежный пэчворк .

Искусницы делают шикарные покрывала на кровати, диванные накидки, миленькие наволочки и оригинальные подушечки, чехлы для стульев и шторы. Более разнообразные изделия пэчворка изготавливают для кухни, основываясь на квилтинг идеях для вдохновения. Там после изучения мастер классов, фантазии есть где разгуляться! Кухонный пэчворк очень практичен: рукавицы, прихватки, салфетки, фартуки. Все это носит декоративную функцию либо используется как панно. Лучшим отражением применения работ считаются видео в интернете.

Современное арт-искусство

Когда квилтер получает новый уровень творчества, он перестает радоваться простым вещам. Вдохновленные фантазиями и навыками, швеи начинают создавать не простой текстиль в стилистике пэчворка, а буквально шедевры современного искусства . Это направление представляет собой целостную картину, где продумывается сочетание цветов, стежки, орнаменты и детали.

Вывод

Попробовать создать что-нибудь в стиле пэчворк непременно нужно! Схемы для работы можно отыскать на специализированных сайтах и в мастер классах по пэчворку. Главное – начинать с легкого и постепенно усложнять себе задачу. Даже самое простое изделие в технике пэчворка станет выглядеть богато и стильно, если выбрать хорошие ткани и быть аккуратным при выполнении работ.

Ну что ж, дорогие мои курсантки! Поздравляю вас с началом нашего курса и смею надеяться, что большинство из вас (а записалось на курс около 60 человек!!!) с честью дойдут до конца! И вы дадите мне новый повод гордиться вами, как я горжусь своими ученицами первого и второго выпуска КУРСА СХМС -2009, НОВОГОДНЕЙ ГРУППЫ - 2010; а также своими подругами - дублириночками, обучающимися стежке на этом замечательном сайте (кстати, желающие могут и сейчас учиться на страницах «Дублирина»).
Для начала вспомним, что такое пэчворк и что такое квилтинг .
Пэчворк - сшивание лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре.
Квилтинг - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются (простегиваются)не менее трех слоев ткани.
Наши курсы посвящены квилтингу , а именно его разновидности - свободно-ходовой машинной стежке, сокращенно СХМС.
Почему этот вид стежки так называется?

    Потому что мы строчим, отключив продвижение ткани швейной машинкой и двигая её только руками;

    потому что мы обычно работаем без предварительно нанесенного рисунка на ткань;

    потому что мы имеем свободу создавать с помощью иглы швейной машины любой рисунок, какой нам придет в голову.СХМС по своему исполнению очень похожа на машинную вышивку. Отличие лишь в том, что вышивка делается на одном слое ткани, поэтому для работы требуются пяльцы, а стёжка соединяет как минимум три слоя и мы вполне обходимся без вспомогательных средств для удержания ткани.

Для увеличения картинки, нажмите на фотографию.

1. Сэндвич - трехслойник для стежки.
Как обычно в лоскутном шитье , для стежки используется три слоя: топ (лицевая ткань), прокладка и подкладка.
Топ для стежки может быть разным:

Рис. 1 Пэчворк - ткань (лоскутная сборка).

Рис. 2 и 3 Хоул клав (Whole cloth) - ткань (цельный кусок ткани), причем как гладкокрашеная, так и с рисунком (то есть набивная).

Рис. 4 Батик.

Рис. 5 Аппликация.

При расчете длины и ширины топа, который планируется простегать, необходимо помнить, что при стежке размеры готового изделия уменьшаются в среднем на 1-1,5 см на каждые 10 см стежки. Пример: для того, чтобы вы после стежки имели сэндвич величиной 20х 20 см, вы должны выкроить топ размерами 23х23 см.
В качестве прокладки я все - таки склоняюсь к применению синтепона 1-1,5см толщины. Опыт использования других прокладок у меня тоже есть, но удовольствия работа с этими материалами мне не доставила.
Синтепон перед использованием в стежке я слегка припариваю к подкладке.
Подкладка в работах, где стежка является основным декоративным элементом, должна быть достаточно тонкая, с ровной поверхностью (хорошо подходит подкладочная ткань) и желательно из однотонной ткани (особенно на период учебы на курсе).
Я всегда беру прокладку и подкладку на 2 см больше со всех сторон, чем топ (для предыдущего примера размер двух нижних слоев составляет 27х27 см). Это позволяет без проблем простегать края сэндвича. А аккуратно простеганный край - залог качественной окантовки готового изделия. Перед тем, как приступить к стежке, я скрепляю все три слоя с помощью одностержневых булавок начиная с центра на расстоянии 5-7 см от одной к другой. Крупные изделия (от 1,5 метров) я дополнительно сметываю. А по краю сэндвича лучше предварительно проложить прямую обычную строчку на ширину лапки (но стежка все равно должна быть проложена до самого края трехслойника).

Рис. 6 Прокладочный материал.

У меня под рукой всегда есть сэндвич - «черновик». На нем я подбираю натяжение верхней нити, вспоминаю какую-нибудь стежку или пробую элементы новой. Один черновик заканчивается, и я заменяю его другим. Вы тоже должны его иметь.

Рис. 7 Черновик.

Но за время учебы у вас наверняка скопится большое количество сэндвичей - образцов стежки (чистовиков). Постарайтесь заранее продумать, как в дальнейшем использовать их в готовых изделиях. Это один из основных принципов нашего обучения: создавать не просто образцы, а делать готовые изделия на их основе. Для того чтобы вам это без проблем удалось, последуйте моим простым советам:

    не используйте для образцов совсем бросовую ткань;

    на одном образце собирайте стежку одного вида, а если нескольких, то красиво располагайте их относительно друг друга;

    выстрочите свои образцы на одной и той же ткани или на тканях, совместимых по цвету и текстуре;

    заранее продумайте список изделий, которые возможно создать из образцов стежки (сумочки, косметички, открытки, обложки, закладки, покрывало, в конце концов) и старайтесь строчить на заготовках именно к этим изделиям.

Мои ученики создали великое множество великолепных работ, большого и малого формата, обучаясь на курсе СХМС и РШМ. Все не покажешь. Но особенно запали мне в душу покрывало Аллы Фадеевой (фото 8) и чехол для стула Лены Акентьевой (фото 9).

Есть у меня к своим новым курсанткам ещё одно предложение, по-моему, заманчивое. Используя учебные образцы (лучше квадраты 10х10 см или путем деления сэндвича 20х 20 см на четыре части) создать панно- картотеку узоров стежки. Тогда у вас на стене мастерской всегда перед глазами будут ваши любимые узоры, и чтобы выбрать очередной для нового шедевра не надо будет рыться в папочках и блокнотах. Я сделала такое предложение курсантам своей очной группы и идея пришлась им по душе!

2. Как подготовить швейную машину для СХМС.
Для начала хотела бы сказать, что для машинной стежки подходит практически любая современная машина. Но не у всех в комплектацию входит лапка для стежки (иначе её ещё называют «лапка для штопки и вышивки»). Особенность этой лапки в наличии пружинки. Пружинка в момент вкола иголки в ткань позволяет плотно прижать подошву лапки к поверхности машины, а в момент поднятия иголки - поднять подошву лапки вверх и тем самым освободить ткань и дать вам возможность руками продвинуть её в нужном направлении. Если у вас возникла проблема отсутствия такого приспособления в комплектации машины - поищите лапку в магазинах, торгующих швейной техникой.
Есть лапки с высоким и низким расположением винта (фото 10).
Перед тем как идти покупать лапку, обязательно измерьте высоту винта для лапки в вашей машине в опущенном положении и сравните её с высотой прорези для винта в лапке, которую вы нашли в магазине.
Мне больше в работе нравятся лапки с пластмассовым овалом и прорезью впереди до 0,5 см. Если вам попалась цельная пластмассовая подошва - такую прорезь можно сделать самим (фото 10а).


Самый тяжелый случай, если вы не найдете в магазинах лапку для вашей машинки. Здесь остается одно: снимать вообще лапку на машине и стегать ваш сэндвич в пяльцах (как при машинной вышивке).
Порядок подготовки машины к стежке следующий:

    Убрать зубцы нижнего транспортера;

    Настроить машину на прямую строчку (кстати, в дальнейшем мы будем учиться стегать и с помощью зигзага);

    Длину стежка ставим на ноль (требование производителей машин);

    Если есть регулятор давления лапки - ставим его на « ноль» или близко к нему;

    Отрегулировать натяжение верхней нити (о том, как это делается, подробнее расскажу в главе о нитках);

    Поставить лапку для вышивания или штопки;

    Приготовленный сэндвич располагаем под лапкой и обязательно её опускаем!!!

Рис. 11 Выводим нижнюю нитку наверх и делаем первые два - три точечных закрепляющих стежка.

Начинаем стежку. Подходя к очередной булавке на расстоянии 1-2 мм, убирайте её из ткани. Если вы прервали стежку, не закончив её до конца, и планируете продолжить после перерыва, обязательно оставьте иглу внизу, в работе (при этом и лапка плотно прижмет ткань к поверхности машины и не позволит ей сдвинуться с места за время вашего отсутствия).

Рис. 12 Расположение иглы.

Старайтесь начинать стежку из удобного для вас угла (я обычно начинаю с правого нижнего) и равномерно заполнять всю площадь квилта, при этом как можно реже прерывать нить. При этом учитесь смотреть за наносимым вами рисунком на ткань как бы сквозь лапку и немного вперед, то есть в ту сторону, куда вы намерены дальше двигаться.
В конце работы вновь делаем 2-3 точечных закрепляющих стежка и выводим обе нитки наверх. Если в вашей машине есть функция ««автоматическая обрезка нити верхней и шпульной», то вы можете воспользоваться ею, и тогда обе нитки будут обрезаны на расстоянии 1-1,5 см от закрепки на изнанке (при такой длине нитки обычно не путаются в дальнейшем шве).
Выведенные в начале и конце работы нитки вы можете:

    обрезать близко к закрепляющим стежкам (но учтите, что в этом случае вы не всегда сможете гарантировать, что часть шва у вас не распустится);

    не делая узелка, обе нити вставить в иголку с большим ушком;

    сделать вкол иголкой рядом с закрепочным стежком, провести иголку между слоями вашего сэндвича и вывести наружу через 1-1,5 см, где и обрезать обе нити.

Рис. 13 Вкол ручной иголки.

Опыт многих мастериц, увлекшихся художественной стежкой (в том числе и мой), показывает, что лучше иметь отдельную машину для стежки. Если у вас вдруг возникнет возможность приобрести новую машину, то для облегчения процесса стежки я вам хочу перечислить следующие позиции, которые помогают в работе:

    Наличие регулятора скорости шитья, что позволяет вам выбирать максимально комфортную для вас скорость при стежке;

    Возможность шить без педали;

    Наличие коленоподъемника (для стежки на обычном ходу машины);

    Функция « автоматического подъема ил опускания иглы в конце работы»;

    Функция «автоматическая обрезка нити верхней и шпульной»;

    Автоматическая точечная закрепка (для стежки на обычном ходу машины);

    Верхний транспортер (для стежки на обычном ходу машины);

    Большая рабочая поверхность;

    Хорошее освещение из разных точек;

    Большой приставной столик;

    Наличие больших вертикальных держателей для ниток(возможность без проблем работать с большими катушками ниток, что значительно выгоднее);

    Возможность автономной работы моталки шпульной нитки;

    И, наконец, наличие лапки «BSR» (эта функция имеется только в машинах марки Bernina и об особенностях её работы я расскажу позднее).При выборе иглы для СХМС я отдаю предпочтение толстым иглам (90-100) , т.к. в них меньше трутся и рвутся шелковые и металлизированные нити. Есть специальные иглы для квилтинга. Можете работать ими.

3. Какие нитки использовать для СХМС.
Для свободной стежки можно использовать абсолютно все нитки, которые приемлемы для вашей швейной машины. Я стегала советским шелковыми нитками (№ 33 и 65), прекрасными нитками фирм Мадейра и Гуттерманн, индийским шелком и вискозой, нитками «Идеал», «Гамма», простыми нашими нитками типа ЛШ 35-45 и др. Из декоративных (например, металлизированных) предпочитаю Мадейра.

Рис. 14 Виды ниток.

А вообще, больше всего люблю работать азиатскими шелковыми и вискозными нитками (намного дешевле европейских; более «толстенькие» и имеют приятный шелковистый блеск). Но не советую использовать старые пересохшие нитки, они часто рвутся, собираются в ушке иголки и доставят вам при стежке сплошные проблемы.
Во всех рекомендациях о вышивке или стежке на машине пишут, что нижняя нить по толщине должна быть равна верхней. Утверждение абсолютно верное, но не всегда для нас приемлемое. Объясню почему. Обычно верхние нитки, которыми мы строчим, очень тонкие (например, Мадейра имеет № 120) и по толщине аналогов российских ниток для них практически нет (а обычно их мы используем для нижней нити). Мы,конечно, можем взять для шпульной нитки швейные нитки той же фирмы Мадейра, но уж очень дорогое это удовольствие для большинства российских лоскутниц. Судите сами, 1 катушка вышивальных ниток Мадейра стоит 100 рублей плюс катушка швейных ниток (для шпульки) ещё 60 рублей! Вот и используем мы в силу своей бедности для низа обычные швейные нитки, а они значительно толще верхних.
А я,кстати, помню те времена, когда в наших швейных магазинах продавался огромный ассортимент шелковых ниток для вышивки № 65 и для шпульки такой же громадный по расцветке ассортимент х\б ниток № 80. Куда это все девалось?
К чему же приводит использование толстой нижней нити в стежке?
А приводит это к тому, что при стандартно рекомендованном натяжении верхней нити «2-4» у нас на изнанке получаются вытянутые петли. Это во-первых - неаккуратная изнанка, а во-вторых- дополнительное торможение при передвижении вашего сэндвича руками. Вот и опускаются руки, в прямом смысле, у начинающих лоскутниц! И у меня такое было. И лишь когда натяжение верхней нити я довела до «6-7» - все встало на свои места! И изнанка приобрела вполне приличный вид и двигать мою работу стало не так уж трудно.
То есть, делаем вывод: если ваша шпульная нить толще, чем верхняя, то натяжение этой верхней нити должно быть гораздо большим, чем при стандартной ситуации « толщина верхней нити = толщине нижней».
Это натяжение я регулирую на своем тренировочном сэндвиче при каждом новом подборе пары ниток для низа и верха и вам советую. Лучше всего проверять натяжение нитей при стежки спиралей и кругов (фото 15 , изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити).

Рис. 15 Изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити.

Такое сильное натяжение верхней нити необходимо не на всех машинах, всегда регулируем эту функцию индивидуально (Ирина Плотникова строчит на Brother с натяжение верхней нити «1- 2») !!! Но есть исключения из этого правила. Это исключение- шелковые нитки № 65 и металлизированные декоративные нитки. И те и другие уж чересчур тонки и очень легко рвутся. И если вы поставите такое высокое натяжение верхней нити - вы скоро заплачете от постоянного обрыва нити! Здесь уж ничего не поделаешь - надо пользоваться тонкой нижней ниткой или мононитью.
Я в наших магазинах нашла нитки для челнока Мадейра Гуттерманн № 150 , но только трех цветов: черные, белые и бежевые и тоже очень дорогие.Я их очень берегу для таких исключительных случаев. А шелк № 65 , если уж он мне очень подходит по цвету моей стежки,ставлю и сверху и снизу!
Цвет ниток тоже имеет немаловажное значение. Во время учебы я советую вам пользоваться нитками цвета, контрастного фону. Причем, это касается как топа, так и изнанки (легче проходит обучение, лучше видны ошибки). Очень хорошо смотрится изнанка, если верхняя и нижняя нить одного цвета.

4. Как держать и двигать ткань при СХМС.
Давайте проведем такой эксперимент.
Возьмите заготовленный вами тренировочный сэндвич, плотно прижмите к поверхности рабочего стола пальцами обеих рук, при этом старайтесь растягивать центральную его часть (место, которое вы как будто бы стегаете). И подвигайте так трехслойник в разных направлениях.

Рис. 16 Трехслойник.

Поработайте минуту- две. А сейчас наденьте на руки любые перчатки и сделайте то же самое. Вы чувствуете разницу, вы чувствуете, насколько легче двигать ткань, когда вы работаете в перчатках? При свободной стежке я предпочитаю использовать перчатки с резиновыми пупырышками (на худой конец, даже обыкновенные садовые).

Рис. 17 Виды перчаток.

Советую это всем, так как при стежке идет очень большая нагрузка на мелкие суставы пальцев рук и при длительной работе грозит обострением артритов, остеоартроза или, даже, приобретением этих недугов (это я уже как врач рассуждаю). Это особенно актуально для женщин старше 40 лет. Если вам неудобно работать в перчатках на обеих руках, наденьте её хотя бы на левую!
Если я стегаю большие поверхности (более 40 см), я собираю ткань слева и справа от иглы в складки и двигаю именно их. При меньших размерах я двигаю ткань просто пальчиками.
Очень важный критерий качества стежки - это одинаковая длина стежка. Достичь такого мастерства довольно сложно. По крайней мере, я до сих пор не могу этим похвастаться. В среднем длина стежка при СХМС составляет 1-2 мм. Зависит длина стежка от соотношения скорости работы машины и скорости движения ваших рук, передвигающих ткань. Двигать ткань надо без рывков, равномерно, примерно в «ритме вальса». Так же равномерно надо нажимать на педаль. И вот тут для достижения лучшего эффекта и пригодятся такие функции вашей машины:

    регулировка скорости шитья (начинать стоит на средней скорости, полностью выжимая педаль, а дальше - отрегулировать её в зависимости от вашего желания) ;

    шитье без педали (машина настраивается на определенную скорость, педаль отключается, а ход машины включается с кнопки);

    шитье с помощью лапки «BSR» (в этом случае при ускорении движения руками автоматически ускоряется работа машины и наоборот, таким образом длина стежка всегда остается одной и той же, заданной вами величиной).

Еще одним важным критерием является аккуратность стежки на изнанке : без спутавшихся ниток , узлов, «ресничек», то есть выступающей верхней нитки.
Если вы привыкнете, каждый раз в начале и конце работы выводить обе нити на лицевую сторону и закреплять точечной закрепкой; если вы привыкнете строчить на одной скорости и не тормозить на углах и поворотах; если вы привыкнете следить за регулировкой натяжения верхней нити; и, наконец, если вы привыкнете при каждой остановке опускать иглу в работу - ваша изнанка будет идеальной!(фото 18, стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству»).

Рис. 18 Стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству».

5. Организация рабочего места и времени.
Стежка - очень увлекательное занятие. Но это занятие должно вам доставлять только радость, а не быть причиной расстройства вашего здоровья.
Для того чтобы было именно так, стоит выполнять следующие нехитрые правила:

    Соблюдать режим труда и отдыха: первое время отдыхать через каждые 30-40 минут работы на машине по 10-15 минут, причем обязательно со сменой положения и деятельности (ни в коем случае не сидеть во время отдыха скорчившись перед монитором ноутбука). В дальнейшем надо отдыхать каждый час работы;

    Постепенное расширение времени активной стежки (от 1 часа в первые дни учебы, до 3-4 часов в середине пути и максимально до 6-7 часов в сутки в конце нашего обучения). При появлении каких-то неприятных ощущений время работы должно быть сокращено;

    Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено. Я, помимо двойного освещения в самой машине, при стежке использую свет настольной лампы, расположенной слева от машины и хорошее верхнее освещение. Для того, чтобы зрение не очень пострадало от внезапно возникшей большой нагрузки помогут и контрастные нити при стежке;

    Необходимо выработать правильную посадку за машинкой (вспомните, как нас учили сидеть за партой в школе), чтобы не было потом мучительно больно нашему позвоночнику. Самый лучший вариант, если ваша машинка утоплена вглубь стола, тогда нормальная посадка вам гарантирована. Но если швейная машина возвышается над столом, да к тому же имеет приставной столик (что, кстати очень удобно для стежки) при работе ваши плечи высоко поднимаются и возникает большое напряжение в шейном отделе позвоночника, а отсюда головные боли и повышение артериального давления, а также разыгравшийся шейно-грудной радикулит. В этом случае я вам советую воспользоваться офисным стулом и поднять его на высоту, равной высоте стояния машинки над столом. И чтобы ноги не повисли над землей и не напрягались, нажимая на педаль, поставьте последнюю на скамеечку такой же высоты (она равна 8-9 см). Я купила сиденье для ванны, перевернула его и муж мне набил сверху фанеру. Тут у меня появилось ещё одно преимущество: у педали впереди и сзади имеются ограничители (фото 19 - моё рабочее место).

Рис. 19 Фото рабочего места.

Худший вариант, когда один локоть приподнят (обычно правый), а левый опущен. Тут хотя бы подложите под левый локоть стопку книг, чтобы уровень плеч был горизонтальный.

6. Основные составляющие СХМС.
Большинство узоров покрывной свободно-ходовой стежки выполняются БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАНЕСЕННОГО РИСУНКА НА ТКАНЬ . И разбить эти линии можно на две большие группы:

    произвольные прямые;

    произвольные волнистые.

Кроме этого, вы можете на свободном ходу строчить по шаблону; нанесенному на прозрачную бумагу рисунку или по контуру рисунка набивной ткани. Я назвала этот навык СТЕЖКА ПО ЗАДАННОМУ (то есть, каким-то образом нарисованному) КОНТУРУ. Таким образом, основными составляющими СХМС являются:

Рис. 20 Стежка произвольными прямыми.

Рис. 21 Стежка произвольными волнистыми.

Рис. 22 Стежка по заданному контуру.

7. С чего нужно начать стежку:

    Начинать работу надо с выбора рисунка стежки, с обдумывания места её расположения, плотности, выбора цвета ниток. Очень часто мастерица, научившаяся стегать и вдохновленная этим умением, выстегивает каждый сантиметр своей работы. Я тоже этим иногда грешу. Я называю это «болезнью роста» и знаю, что со временем это обязательно пройдет;

Второе, что вы должны сделать перед работой, а особенно при освоении нового рисунка стежки, -это обязательно его прорисовать на бумаге.

Рис. 23 Стежка "Пружинка".

Рисовать надо так, как бы вы стегали: с одного угла, заполняя всё поле и как можно реже прерывая рисунок. Для рисования у вас должен быть отдельный блокнот, желательно на нелинованной бумаге. Минимальная площадь для рисования узора стежки 10х10 см. Плюс к тому же хорошо бы потом перенести нарисованные узоры в вашу «Картотеку стежки». О её создании я расскажу на следующем уроке.

У кого нет - купите или возьмите на прокат фотоаппарат;

Купите толстую тетрадь или блокнот для черновиков и хороший альбом для образцов стежки в карандаше (можно отдельные листочки); фломастеры и ручки для рисования;

Наберитесь терпения и приготовьтесь к серьезной многодневной работе.

Домашнее задание:

1. Наше первое задание будет для многих, кто читал мои опусы ранее или пытался уже по ним учиться, необычным.
На сэндвиче размером 20х20 см совершенно предварительно на раздумывая и не рисуя, и к тому же не смотря на узоры других мастериц в книгах и интернете (!!!) вы строчите абсолютно всё, что вам придет в голову. Я буду называть такую стежку «КРЕЙЗИ» по аналогии с лоскутными блоками.
Но при этом вы выполняете следующие задачи:

    учитесь правильно держать и двигать ткань;

    стараетесь соразмерить скорость и машины и скорость работы ваших рук, то есть стремитесь к одинаковой длине стежка;

    стараетесь соблюдать одинаковое расстояние между простроченными линиями. Я задаю вам это расстояние - 5 миллиметров;

    учитесь регулировать натяжение нитей. А мне это упражнение поможет определиться также с уровнем вашей предварительной подготовки (пусть совершенно не расстраивается тот, кто вообще никогда не строчил).

2. Нарисовать карандашом или ручкой на листе бумаги формата А4 ,начиная справа по короткой стороне, следующий узор: 4 прямых и 4 волнистые линии , затем снова 4 прямые и 4 волнистые, и так далее, пока не заполните весь лист. Показать этот рисунок мне. Затем точно такой же рисунок выстрочить на сэндвиче 20х30 см без предварительно нанесенного рисунка.

Рис. 24 Волнистые и прямые линии.

Задачи:

    Учиться строчить произвольные прямые и волнистые линии;

    Соблюдать одинаковое расстояние между линиями;

    Повторять одинаковые волны.

3. На набивной ткани с крупным рисунком (желательно отдельно расположенные крупные цветы, листья или другие узоры) размером 30х30 см проложить на свободном ходу строчку вдоль рисунка, начиная и заканчивая строчку непосредственно на контуре, то есть каждый раз прерывать строчку, полностью обведя контур рисунка.

Рис. 25 Машинная строчка по контуру рисунка.

Задачи:

    Учиться строчить по заданному контуру;

    Учиться выводить на переднюю поверхность верхнюю и нижнюю нитку;

    Учиться закреплять эти нити в глубине квилта.

Итак, приступаем к работе!!!
И помните - хотя бы на время учебы наш с вами лозунг:
«НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ»!!!

Результаты ваших трудов я жду до конца следующего вторника. Очередной (второй урок) я опубликую 13 октября.

Форум "Наши Дарования", раздел лоскутного шитья. Есть много полезной информации, в том числе и уроки по композиции, цвету и т.д.

http://www.quilterstv.com/ - видеоуроки по лоскутному шитью, очень частые обновления. На английском языке, но все и так понятно!

http://galumova-club.livejournal.com/ - интернет-страничка квилт-клуба Людмилы Галумовой. Очень красивые проекты!

http://katalog_2005.keep4u.ru - каталог лоскутного фестиваля 2005 года, предоставленный А.А.Никулиной.

http://hyena-in-petticoats.blogspot...t-tutorial.html - пошаговые инструкции по шитью блока "Кафедральное окно", очень доходчиво!

http://www.triennaletournai.be/indexen.html - текстильные скульптуры. Очень необычно!

http://www.patsythompsondesigns.com/ - в левой колонке этого англоязычного сайта ссылки на сайты других мастеров лоскутного шитья, так что прогулка по нему затянется надолго! Кстати, есть ссылки на видеоуроки, не пропустите!

http://www.freequiltpatterns.info - бесплатный сайт с огромным выбором блоков (название говорит само за себя), очень рекомендую!

http://picasaweb.google.com/mararevistas - сканы журналов по рукоделию (спасибо, Pembrok!) Справа - "связанные галереи", т.е. списки участников, чьи материалы близки по теме. Если зарегистрироваться, то можно качать альбомы целиком, а не по одной фотографии.

www.rjrfabrics.com - продажа тканей для пэчворка. Такая красота!

www.quilters.com.ua - новый сайт украинский мастериц лоскутного шитья. Разработкой и сопровождением сайта занимаются киевские любительницы пэчворка Татьяна Богачук и Валерия Фионик. Его цель - пропаганда украинского пэчворка среди интернет-общественности. Здесь посетитель сможет узнать новости из мира пэчворка, увидеть репортажи с выставок, прочесть тематические статьи, интервью и многое другое. Сейчас здесь можно увидеть подробный фоторепортаж с выставки пэчворка в Праге, состоявшейся в апреле этого года.

http://quilts.com.ua - новый адрес сайта украинской художницы Татьяны Богачук

http://www.nevestushka.ru/patchwork1.htm - уроки по лоскутному шитью на женском сайте

http://aller12.livejournal.com/73544.html - ссылки на китайские (корейские, японские?) сайты со схемами и рисунками, не только пэчворк, много вязания и бисера - спасибо Mirigli из ЖЖ:)

http://www.e-patternscentral.com/quilting/index.html - новые идеи и модели для квилтов и не только!

http://www.hot.ee/airelapitehnika - сайт наших эстонских коллег

http://www.mariaelkins.com - список сайтов мастеров пэчворка

http://www.taunton.com/threads/pages/tvt041.asp - видео-курс по стежке «Трапунто», только выбирайте Quicktime, а не RealPlayer. Во втором случае гораздо хуже качество.

http://www.tearosequilts.com/ - еще один квилтовый сайт.

http://antifabrika.ru/ - интернет - магазин товаров для рукоделия

http://www.tokyo-dome.co.jp/e/quilt/5/ - японский сайт, такая красота!

http://www.catswhoquilt.com/ - любопытные модели с кошками.

http://www.craftconn.com/ - Интернет-магазин для квилтеров, есть ткани, инструменты, блоки.

http://quiltmaker.com/patterns/ - аппликации, блоки, на англ. языке.

http://quiltville.com/pineappleblossom.shtml - подробные инструкции по шитью блока "ананас" (и не только!)

http://www.dublirin.com.ua/exhibition_fin.html - репортаж о финско-шведской лоскутной выставке на сайте наших украинских подруг.

http://www.piecebynumber.com/pastbom/archbom.htm - большое количество блоков.

http://paperpanache.com - шитье по основе - очень красивые модели!

http://www.jinnybeyer.com/quilts/kits.cfm - модели квилтов

http://www.electricquilt.com/Users/...ads/palette.asp - библиотеки тканей для Electric Quilt 5

http://forum.newmelissa.ru/viewtopic.php?t=180 - новый форум Мелиссы по пэчворку – общение с единомышленниками, новые идеи, советы, полезные ссылки.

http://www.dublirin.com.ua/index.html - новый сайт по лоскутному шитью - сумки и не только!

http://quickquilts.com/golden/index_s/ - много моделей с подробными схемами и описаниями.

http://yarquilters.median.ru - сайт клуба лоскутного шитья "Ярославна"

Четыре урока от Janet Wickell с quilting.about.com:

1. http://quilting.about.com/od/blocko...nning_stars.htm - несложный блок с подробной инструкцией.

2. http://quilting.about.com/od/quiltp...small_quilt.htm - инструкция по шитью мини - квилта.

3. http://quilting.about.com/od/quiltp.../star_quilt.htm - квилт "Косые звезды".

4. http://quilting.about.com/od/quiltp...s/rag_quilt.htm - подробная инструкция по изготовлению "раг - квилта".

http://www.blackforestquilters.com/gallery_main.html - очень много фотографий квилтов одного из зарубежных клубов. Может, что-то приглянется?

http://helenquilt.narod.ru - замечательный сайт Елены Алексеевой, автора книги "10 уроков пэчворка и квилта"

http://quilting.about.com/od/pictur...uilts/index.htm - работы американских мастериц - художественные квилты.

http://community.webshots.com/album/244286617klPYvG - фото работ

http://home.att.net/~lakeside/index.html - сайт, много интересных примеров

http://homepage1.nifty.com/Lasoeur/kitkaju.htm - идеи для сумок

http://homepage1.nifty.com/Lasoeur/kitnacyuroma.htm - еще сумки

http://img144.imageshack.us/gal.php?g=scan00042tr.jpg - сканы книги "Волшебные узоры из лоскутков"

http://chantalstainedglass.50megs.com/1suncatchers.html - сайт по "витражной" технике, красота необыкновенная!

http://www.rto-mos.ru/pp.shtml - образцы тканей для пэчворка.

http://hwdecor.ru/index.php?ref=4 - интернет-магазин товаров для рукоделия. Есть инструменты и ткани для пэчворка.

www.radova-spb.narod.ru - сайт питерского клуба "Радова".

http://quiltkrazy.com - магазин по продаже лоскутных изделий - панно, одеяла, одежда, коврики, занавески, подарки. Оцените разнообразие идей!

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=680 - несколько уроков лоскутного шитья для новичков

http://www.zabor.com/information/patchwork - страничка Татьяны Синициной

http://ldacha.ru/rest/solved/a142 - пэчворк из пакетиков. Очень необычно!

http://stitchaholik.narod.ru/masterskaya2.htm или http://stitchaholik.narod.ru/rama.htm - как самой сделать станок или раму для стежки или вышивки.

http://quilting.about.com/gi/dynami.../colorwheel.php – ссылка на программу по подбору цвета.

http://www.lerusisik.narod.ru - один из самых лучших, на мой взгляд сайтов в русскоязычном Интернете по лоскутному шитью.

http://quilting.about.com - огромный портал по квилту и пэчворку, жаль, что на английском языке. Но информации - море.

http://www.quilters.ru – сайт Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, ее Президент - Денисова Лариса Федоровна, которая совместно с издательством «Астрея» создавала журнал «Чудесные мгновения» - «Лоскутное шитье». Сообщения о выставках, организация поездок на зарубежные форумы, фотографии работ.

http://www.quilterscache.com – сайт Marcia Hohn, огромная библиотека лоскутных блоков с подробными инструкциями.

http://www.piecebynumber.com – англоязычный сайт, есть оригинальные идеи по созданию новых блоков, объединяя старые.

http://elfort.ru – сайт магазина «Мир шитья и рукоделия». Можно походить по разделам и что-нибудь купить, или просто помечтать о разных полезностях…

http://inaminuteago.com/buttonquilt...boxgallery.html – крейзи с вышивкой – образцы и инструкции. Очень красиво!

http://club.osinka.ru/viewtopic.php?t=6207 – путеводитель по форуму на Осинке «Рукоделие и декор»

http://www.bethanyreynolds.com/index.html – еще один англоязычный сайт, где предлагаются на только лоскутные блоки, но и ткани для их изготовления в любой гамме. Жаль, что для россиян это не доступно…

http://elfort.ru/cathegory.php?section=all_sew – продажа аксессуаров для шитья (есть запасные лезвия для роликового ножа)

http://lilianas/tg_files/tilingen.html – интересная программа - генератор узоров для пэчворка с сайта lilianas